Шумерские города-государства: история образования, этапы развития || Древнее государство шумеров

Это интересно

Политическая карта Шумера вначале III тысячелетия.

Каждый знаком с библейской легендой о гневе Бога на отвергнувших его заповеди людей и насланном им потопе, выжили в котором лишь семья праведника Ноя и спасенные на его ковчеге растения и животные. Сейчас нет никаких сомнений в том, что эта легенда имеет шумерские корни.

Источники зафиксировали участившиеся паводки на рубеже XXX-XXIX вв. до н. э. Их наличие было доказано и археологическими данными: ученые обнаружили относящиеся к той эпохе речные наносы. Ситуация была столь критической, что многие древние номы пришли в запустение, что и позволило впоследствии и жрецам и народным сказителям создать историю о всеобщем разорении и массовой гибели людей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Во-первых, ослабленный Шумер стал легкой добычей для семитских племен, проникших в регион с юга и востока. Их появление на шумерских территориях наблюдалось и раньше, но прежде оно было более мирным, а, как уже говорилось, шумеры не делали особых различий между собой и иноплеменниками. Такая открытость привела в итоге к исчезновению шумерской цивилизации и массовому заимствованию их достижений пришлыми племенами.

Очевидно, семитам удалось закрепиться в крупнейших шумерских городах-государствах. Климат после наводнения значительно изменился, продуктов сельского хозяйства уже не хватало для обеспечения жизнедеятельности самостоятельных общин. Необходимость защищаться от вторжений значительно ускорила эволюцию форм государственной власти: в крупнейших номах на первые роли выдвигаются лугали, которых в русской исторической традиции часто называют «царями».

Наиболее ожесточенным стало соперничество Киша и Урука. Их отзвуки дошли до нас в древнем эпосе. В частности, лугаль Урука Гильгамеш стал центральным героем ряда шумерских сказаний. Ему приписывался поединок с неким опасным демоном, поиск травы бессмертия и личная встреча с единственным выжившим после потопа человеком Утнапиштимом.

Последнее особенно интересно, поскольку позволяет строить предположения о Гильгамеше как о наследнике шумерских традиций государственности. Еще более интересной эта гипотеза становится в свете преданий, рассказывающих о нахождении Гильгамеша в рабстве у лугаля Киша по имени Ага. Однако проверить основанные на обрывках древних преданий теории практически невозможно.

В начале III тысячелетия до н. э. Двуречье ещё не было политически объединено и на его территории находилось несколько десятков небольших городов-государств.

Города Шумера, построенные на холмах и окружённые стенами, стали основными носителями шумерской цивилизации. Они состояли из кварталов или, вернее, из отдельных посёлков, восходящих к тем древним общинам, из соединения которых и возникали шумерские города. Центром каждого квартала был храм местного бога, являвшегося владыкой всего квартала. Бог же главного квартала города почитался господином всего города.

На территории шумерских городов-государств наряду с главными городами имелись и другие поселения, часть которых была силой оружия покорена главными городами. Они находились в политической зависимости от главного города, население которого, возможно, обладало большими правами, нежели население этих «пригородов».

Шумерские города-государства: история образования, этапы развития || Древнее государство шумеров

Население таких городов-государств было немногочисленно и в большинстве случаев не превышало 40—50 тыс. человек. Между отдельными городами-государствами лежало много неосвоенных земель, поскольку крупных и сложных ирригационных сооружений ещё не было и население группировалось вблизи рек, вокруг ирригационных сооружений местного характера.

На крайнем юго-западе Двуречья, где теперь находятся городище Абу-Шахрейн, был расположен город Эриду. С Эриду, находившемся на берегу «волнующегося моря» (а теперь отстоящем от моря на расстоянии около 110 км), была связана легенда о возникновении шумерской культуры. По более поздним преданиям, Эриду являлся и древнейшим политическим центром страны.

В 4 км к востоку от холма Эль-Обейд был расположен город Ур, сыгравший в истории Шумера видную роль. К северу от Ура, также на берегу Евфрата, лежал город Ларса, возникший, вероятно, несколько позже. К северо-востоку от Ларсы, на берегу Тигра, был расположен Лагаш, оставивший ценнейшие исторические источники и игравший важную роль в истории Шумера в III тысячелетии до н. э.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

, хотя более позднее предание, нашедшее отражение в списке царских династии, его совсем не упоминает. Постоянный противник Лагаша — город Умма находился к северу от него. От этого города до нас дошли ценные документы хозяйственной отчётности, являющиеся падёжной основой для определения общественного строя Шумера.

Исключительную роль в истории объединения страны сыграл наряду с городом Уммой город У рук, на Евфрате. Здесь при раскопках была открыта древняя культура, сменившая культуру Эль-Обейда, и были найдены древнейшие письменные памятники, показавшие пиктографические истоки шумерского клинописного письма, т. е.

письма, состоявшего уже из знаков условного начертания, в виде клинообразных углублений на глине. К северу от Урука, на берегу Евфрата, находился город Шуруппак, откуда происходил Зиусудра (Утнапиштим) — герой шумерского мифа о потопе. Почти в центре Двуречья, несколько к югу от того моста, где обе реки теперь ближе всего сходятся друг с другом, был расположен на Евфрате Ниппур, центральное святилище всего Шумера. Но Ниппур, кажется, никогда не был центром какого — либо государства, имевшего серьёзное политическое значение.

В северной части Двуречья, на берегу Евфрата, находился город Киш, где было найдено во время раскопок 20-х годов нашего века много памятников, восходящих ещё к шумерскому периоду истории северной части Двуречья. На севере Двуречья, на берегу Евфрата, находился и город Сиппар. Согласно более поздней шумерской традиции город Сиппар являлся одним из ведущих городов Двуречья уже в самой глубокой древности.

Образцы шумерского искусства

За пределами долины находилось также несколько древних городов, исторические судьбы которых были тесно переплетены с историей Двуречья. Одним из таких центров являлся город Мари на среднем течении Евфрата. В списках царских династий, составленных в конце III тьтсячелетия, упоминается и династия из Мари, которая якобы управляла всем двуречьем.

Немалую роль в истории Двуречья сыграл город Эшнунна. Город Эшнунна служил для шумерских городов связующим звеном в торговле с горными племенами Севоро-Востока. Посредником же в торговле шумерских городов с. северными областями являлся город Ашшур на среднем течении Тигра, впоследствии центр Ассирийского государства. Здесь, вероятно, уже в очень древнее время обосновались многочисленные шумерские купцы, принёсшие сюда элементы шумерской культуры.

Переселение в Двуречье семитов.

Наличие в древних шумерских текстах нескольких семитических слов свидетельствует об очень ранних сношениях шумеров с пастушескими семитическими племенами. Затем семитические племена появляются в пределах территории, заселённой шумерами. Уже в середине III тысячелетия на севере Двуречья семиты стали выступать наследниками и продолжателями шумерской культуры.

Самым древним из городов, основанных семитами (значительно позже того, как были заложены важнейшие шумерские города),был Аккад, расположенный на Евфрате, вероятно, недалеко от Киша. Аккад стал столицей государства, которое явилось первым объединителем всего Двуречья. Громадное политическое значение Аккада видно из того факта, что даже после падения Аккадского царства северная часть Двуречья продолжала называться Аккадом, а за южной частью сохранилось название Шумер. К городам, основанным уже семитами, следует, вероятно, причислить также Исин, который, как предполагают, был расположен недалеко от Ниппура.

Наиболее значительная роль в истории страны выпала на долю самого молодого из этих городов — Вавилона, который находился на берегу Евфрата, к юго-западу от города Киша. Политическое и культурное значение Вавилона росло непрерывно в течение веков, начиная со II тысячелетия до н. э. В I тысячелетии до н. э. его блеск настолько затмил все прочие города страны, что греки по имени этого города стали называть всё Двуречье Вавилонией.

Еще по теме  Урарту государство древней цивилизации Столица история искусство географическое положение культура достижения правители

Хозяйственная жизнь.

Продукты сельского хозяйства были, несомненно, основным богатством Шумера, но наряду с земледелием начинает играть сравнительно большую роль и ремесло. В древнейших документах из Ура, Шуруппака и Лагаша упоминаются представители различных ремёсел. Раскопки гробниц I царской династии Ура (около XXVII—XXVI вв.

) показали высокое мастерство строителей этих гробниц. В самих гробницах вместе с большим числом убитых членов свиты погребённого, возможно—рабов и рабынь, найдены шлемы, топоры, кинжалы и копья из золота, серебра и меди, свидетельствующие 6 высоком уровне шумерской металлургии. Развиваются новые методы обработки металла — чеканка, гравировка, зернь.

Поскольку в Двуречье залежи металлических руд полностью отсутствовали, то наличие там золота, серебра, меди и свинца уже в первой половине III тысячелетия до н. э. указывает на значительную роль обмена в шумерском обществе того времени. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу шумеры получали также амень и дерево.

Обмен и торговля обусловили в Шумере зарождение денежного обращения, хотя в своей основе хозяйство продолжало оставаться натуральным. Уже по документам из Шуруппака видно, что медь выступала в качестве меры стоимости, а впоследствии эту роль играло серебро. К первой половине III тысячелетия до н. э.

относятся упоминания о случаях купли-продажи домов и земель. Наряду с продавцом земли или дома, получавшим основную плату, в текстах упоминаются ещё и так называемые «едоки» покупной цены. Это были, очевидно, соседи и родичи продавца, которым давалась некоторая добавочная плата. В названных документах ещё сказывалось господство норм обычного права, когда все представители сельских общин имели право на землю. Плату получал и писец, который оформлял продажу.

Жизненный уровень древних шумеров был ещё низок. Среди хижин простого народа выделялись дома знати, однако не только беднейшее население и рабы, но и люди среднего по тому времени достатка ютились в крошечных домах из сырцового кирпича, где цыновки, связки тростника, заменявшие сиденья, и глиняная посуда составляли почти всю мебель и утварь.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Жилища были невероятно скучены, они располагались в узком пространстве внутри городских стен; не менее четверти этого пространства занимали храм и дворец правителя с хозяйственными постройками при них. В городе находились большие, тщательно построенные государственные закрома. Один из таких амбаров был раскопан в городе Лагаше в слое, восходящем примерно к 2600 г. до н. э.

Войны за гегемонию в Шумере.

По мере дальнейшего освоения равнинных земель границы мелких шумерских государств начинают соприкасаться, развёртывается ожесточённая борьба между отдельными государствами за землю, за головные участки оросительных сооружении. Борьба эта заполняет историю шумерских государств уже в первой половине III тысячелетия до н. э. Стремление каждого из них захватить контроль над всей ирригационной сетью Двуречья привело к борьбе за гегемонию в Шумере.

В надписях этого времени встречаются два различных титула для правителей государств Двуречья — лугаль и патеси (некоторые исследователи читают этот титул энси). Первый из титулов, как можно предположить (есть и другие толкования этих терминов), обозначал ни от кого не зависимого главу шумерского города-государства.

Термином же патеси, который первоначально, возможно, был жреческим титулом, обозначался правитель государства, признававшего над собой господство какого-нибудь другого политического центра. Подобный правитель играл в основном лишь роль верховного жреца в своём городе, политическая же власть принадлежала лугалю государства, которому он, патеси, подчинялся.

Одна из таких царских династий Двуречья укрепилась в XXVII—XXVI вв. до н. э. или несколько ранее в Уре, после потери Шуруппаком своего прежнего преобладающего положения. До этого времени город Ур находился в зависимости от близлежащего Урука, который в царских списках занимает одно из первых мест. В течение ряда веков, судя по тем же царским спискам, имел большое значение и город Киш.

О мощи и богатстве государства, созданного первой династией города Ура, говорят оставленные ею памятники. Вышеупомянутые царские гробницы с их богатым инвентарём—замечательным оружием и украшениями—свидетельствуют о развитии металлургии и усовершенствованиях в обработке металлов (меди и золота). Из тех же гробниц дошли до нас интересные памятники искусства, как, например, «штандарт» (точнее — переносный балдахин) с изображениями военных сцен, выполненными в мозаичной технике.

В середине III тысячелетия до н. э. на преобладание в Шумере претендовал и Киш. Но затем выдвинулся Лагаш. При патеси Лагаша Эаннатуме (около 247.0 г.) в кровавой битве было разгромлено войско Уммы, когда патеси этого города, поддержанный царями Киша и Акшака, осмелился нарушить древнюю границу между Лагашем и Уммой.

Свою победу Эаннатум увековечил в надписи, которую он вырезал на большой каменной плите, покрытой изображениями; на ней представлен Нингирсу, главный бог города Лагаша, накинув ший сеть на войско врагов, победоносное наступление войска Лагаша, его торже ственное возвращение из похода и т. л. Плита Эаннатума известна в науке под названием «Стелы коршунов» — по одному из своих изображений, в котором представлено поле битвы, где коршуны терзают трупы убитых врагов.

Шумерские боги

Военные успехи Эаннатума, однако, не обеспечили длительного мира Лагашу. После его смерти возобновилась война с Уммой. Её победоносно закончил Энтемена, племянник Эаннатума, успешно отражавший также и набеги эламитов. При его преемниках началось ослабление Лагаша, снова, невидимому, подчинившегося Кишу.

Но господство последнего тоже было недолговечным, быть может, в связи с усилившимся напором семитических племён. В борьбе с южными городами Киш также стал терпеть тяжкие поражения.

Военная техника.

Рост производительных сил и постоянные войны, которые велись между государствами Шумера, создали условия для усовершенствования военной техники. О развитии её мы можем судить на основании сопоставления двух замечательных памятников. Первым, более древним из них, является отмеченный выше «штандарт», найденный в одной из гробниц Ура.

Он был украшен с четырёх сторон мозаичными изображениями. На лицевой стороне изображены сцены войны, на оборотной — сцены триумфа после победы. На лицевой стороне, в нижнем ярусе, изображены колесницы, запряжённые четвёрками ослов, попирающих копытами распростёртых врагов. В кузове четырехколёсной колесницы стояли возница и вооружённый топором боец, их прикрывал щиток передка кузова.

К передку кузова был прикреплён колчан с дротиками. Во втором ярусе, слева, изображена пехота, вооружённая тяжёлыми короткими копьями, наступающая редким строем на врага. Головы воинов, как и головы возницы и бойца на колеснице, защищены шлемами. Туловище пеших воинов защищалось длинным плащом, изготовленным, может быть, из кожи.

Еще по теме  Когда лучше отдыхать во Вьетнаме - цены и погода

Дальнейшее развитие шумерской военной техники шло по линии укрепления тяжеловооружённой пехоты, которая могла заменить с успехом и колесницы. Об этом новом этапе в развитии вооружённых сил Шумера свидетельствует уже упомянутая «Стела коршунов» Эаннатума. На одном из изображений стелы представлена плотно сомкнутая фаланга из шести рядов тяжеловооружённой пехоты в момент её сокрушительного наступления на врага.

Бойцы вооружены тяжёлыми копьями. Головы бойцов защищены шлемами, а туловище от шеи до ступней ног укрыто большими четырёхугольными щитами, настолько тяжёлыми, что их держали особые щитоносцы. Почти исчезли колесницы, на которых ранее сражалась знать. Теперь знать сражалась в пешем строю, в рядах тяжеловооружённой фаланги.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Вооружение шумерских фалангитов было настолько дорогим, что его могли иметь только люди со сравнительно большим земельным наделом. Люди, имевшие маленькие земельные наделы, служили в войске легковооружёнными. Очевидно, боевая ценность их считалась небольшой: они лишь добивали уже побеждённого противника, а исход сражения решала тяжеловооружённая фаланга.

Древняя Месопотамия

Не слишком много известно и о предшественниках шумеров на этой территории: племенах субареев. Однако наличие здесь различных человеческих обществ в столь далекое время свидетельствует о том, что Древняя Месопотамия издавна была привлекательным для жизни регионом.

Главное богатство этой территории составляли две крупные реки – Тигр и Евфрат, благодаря которым и возникло само название Месопотамия (русифицированный вариант – Двуречье или Междуречье). Субареи не освоили технику ирригационного земледелия, поэтому им не удалось создать сколь-либо развитой системы государственности.

Возникновение централизованных объединений в Древнем Египте и шумерских городов-государств в перечне тем, принадлежащих к проблемному полю современного востоковедения, занимает особое место. На примере этих двух регионов особенно наглядно видно, какое значение имело географическое положение. Египтяне полностью зависели от разливов Нила и были вынуждены концентрировать свои усилия на возведении каналов для орошения полей в засушливое время, благодаря чему степень централизации стала чрезвычайно высокой, а в Северной Африке возникла одна из древнейших империй мира.

В остальном Месопотамия особыми богатствами не отличалась. Не было даже такого элементарного строительного материала, как камень. Вместо него использовалась смесь глины с природным асфальтом. Растительный мир был представлен преимущественно злаковыми (пшеница, ячмень). Кроме того, культивировались финиковые пальмы и кунжут.

Возникновение государственных объединений в Месопотамии по времени приблизительно совпадает с переходом к бронзовому, а вскоре и железному веку. Но археологи не обнаружили на территории региона большого количества металлических изделий. Его древнейшему населению оказались доступны лишь металлы метеоритного происхождения, в то время как значительных месторождений железа и меди в Месопотамии не было. Это очень быстро поставило древние шумерские города-государства в зависимость от привозного металла, что способствовало развитию государственности.

Распад родовых общин и возникновение рабства

В существовавших природно-климатических условиях шумерские города-государства неминуемо были заинтересованы в повышении рентабельности сельского хозяйства. Поскольку недостаток металлов и их высокая стоимость препятствовали совершенствованию орудий труда, шумерам требовались иные способы увеличения получаемой продукции. Эта проблема была решена одним из самых очевидных путей: введением рабского труда.

Шумерская клинопись

Возникновение рабства в шумерских городах-государствах в перечне тем, касающихся истории Древнего мира, занимает особое место. Хотя, как и в других древневосточных обществах, больше всего рабов на невольничий рынок поступало благодаря различным войнам, уже древнейшие шумерские кодексы дозволяют отцу семейства продавать в рабство своих детей. Особенно часто продавались дочери: они не считались особенно полезными в сельском хозяйстве.

Развивающееся рабовладение подтачивало патриархальное родоплеменное устройство. Прибавочный продукт, получаемый благодаря земледелию и скотоводству, распределялся неравномерно. С одной стороны, это вело к выделению знати, из чьей среды происходили первые цари шумерских городов-государств, а с другой – к обнищанию рядовых общинников.

Основные номы Шумера

Наиболее важными для последующей эволюции государственности стали расположенные вблизи рек города-государства. С 5 класса история древних шумерских объединений становится известна с таких, как Киш, Ур и Урук. Первый был основан в конце IV тысячелетия до н. э. неподалеку от места соединения рек Евфрат и Ирнина.

В то же время возвышается еще один известный город-государство, просуществовавший до IV века до н. э. – Ур. Он располагался непосредственно в устье Евфрата. Первые поселения на месте будущего Ура появились двумя тысячами лет раньше. К причинам столь раннего заселения этого места можно отнести не только очевидные благоприятные условия для земледелия.

Первым населенным пунктом Южной Месопотамии, обзаведшимся собственными стенами, является Урук. Как и в случае уже упомянутых шумерских городов-государств, его возвышение относится к середине IV тысячелетия до н. э. Выгодное расположение в долине Евфрата позволило Уруку очень быстро заявить о своих претензиях на лидерство в регионе.

Помимо Киша, Ура и Урука, в Древней Месопотамии существовали другие города-государства:

  • Эшнунна, выстроенная в долине реки Диялы.
  • Шурпак в долине Евфрата.
  • Находящийся неподалеку от него Ниппур.
  • Ларак, расположившийся между отходящими от Тигра крупными каналами.
  • Адаб в верховьях реки Интурунгаль.
  • Сиппар, построенный в месте разделения Евфрата на два рукава.
  • Ашшур в районе среднего Тигра.

Степень влияния этих городов-государств на округу была различной. К концу шумерского периода на роль культового центра «черноголовых» выдвинулся Ниппур, поскольку там располагалось главное святилище верховного бога шумерского пантеона Энлиля. Однако это не делало город политическим центром. В большей степени на эту роль претендовали Киш и Урук.

Кризис шумерской цивилизации

Несколько пессимистичным выглядит название эпоса о Гильгамеше на аккадском языке: Ša nagba imuru – «О все видавшем». Существуют некоторые основания предполагать, что название было переведено с шумерского языка. Если такая теория верна, то высшее литературное достижение древнейшей цивилизации отражает эсхатологические настроения, охватившие общества. Это находится в явном противоречии с легендами о потопе, в которых явно проводится мысль о расцвете после кризиса.

Новое тысячелетие, начинавшееся после сражений Гильгамеша с многочисленными врагами, несло шумерам новые проблемы. Некогда благоприятные климатические условия шумерских городов-государств сделали возможным их расцвет. С начала II тысячелетия они же, хоть и опосредованно, ускорили гибель их основателей: Шумер все чаще становится объектом для экспансии.

Власть лугалей, все больше приобретавшая деспотические черты, превратила самодостаточные общины в источник рабочей силы. Нескончаемые войны требовали все больше солдат и поглощали всю большую часть прибавочного продукта. В процессе борьбы за гегемонию шумерские города-государства взаимно ослабляли друг друга, что делало их легкой добычей для врагов. Особенно опасными стали семиты, в частности, расположившиеся в Ашшуре ассирийцы и подчинившие центральные области Месопотамии аккадцы.

Известные из истории шумерские города-государства, такие как Киш, Ур и Урук, постепенно теряют прежнее значение. На первый план выходят новые мощные номы: Марад, Дильбат, Пуш и, наиболее известный из них – Вавилон. Однако захватчикам приходилось выдерживать атаки новых народов, желающих укрепиться на плодородных землях Междуречья.

Еще по теме  Читать онлайн 500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО страница 16 || Айронбридж - Чугунный мост через реку Северн

Правитель Аккада Саргон на некоторое время сумел консолидировать оказавшиеся под его власти земли, но после его смерти созданная им держава не выдерживает натиска многочисленных кочевых племен, которые в источниках называются «народы манда». На смену им приходят кутии, в скором времени подчинившими себе Южную Месопотамию. Север региона оказался под властью хурритов.

За всеми этими войнами и опустошительными набегами имя шумеров постепенно исчезает из источников. Представители древнейшей цивилизации постепенно сливаются с пришлыми народами, заимствуя их традиции и даже язык. В начале III тысячелетия до н. э. семитский по происхождению аккадский язык вытесняет шумерское наречие из разговорной речи.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Он используется лишь в культовой деятельности и для записи законодательных кодексов (например, законы Шульги). Однако унифицированная грамматика и общий характер совершаемых записей позволяют говорить о том, что шумерский был для писцов уже не родным, а выученным языком. Таким образом, шумерский выполняет для нового населения Месопотамии ту же функцию, что выполняла для европейцев латынь.

Конец шумерской цивилизации

Последняя попытка сохранения шумерской цивилизации относится XXII веку до н. э. В системе номовой государственности на первый план вновь выдвинулся древний Ур, в котором правили цари из III династии. Они всячески покровительствовали шумерской культуре: отсюда и настойчивые попытки найти применение по сути уже мертвому языку.

Но необходимо отметить, что покровительство шумерам было скорее декларативным и вызывалось чисто политическими потребностями: III династии приходилось не только выдерживать атаки со стороны соседей, но и бороться с недовольством социальных низов. Формально оказывая поддержку шумерской культуре и знаки внимания в виде фиксации законов на шумерском языке (необходимо учитывать, что в древних цивилизациях отношение к слову было особенным: любой текст непременно представлялся сакральным), цари никак не препятствовали семитизации населения.

Впрочем, даже декларативная поддержка некоторое время позволяла существовать остаткам некогда великой цивилизации. В правление Ибби-Суэна (2028 — 2004 до н. э.) усилился натиск западносемитского племени амореев, выступивших в союзе с Хутран-темпти (2010-1990 до н. э.) — царем мощного на тот момент государства Элам.

Последний представитель династии тщетно пытался сопротивляться захватчикам. В 2004 г. до н. э. Ур был захвачен и подвергнут страшному разгрому, продолжавшемуся как минимум шесть лет. Это стало последним ударом для шумерской цивилизации. С установлением нового режима в Уре они окончательно исчезают с исторической сцены.

Предполагается, что шумеры проявили себя чуть позже еще раз: во II тысячелетии до н. э. шумерский этнический субстрат, смешавшись с аккадским и рядом других этносов, дал начало существованию вавилонской народности.

Итоги существования городов-государств в Месопотамии

Шумерская цивилизация не исчезла бесследно. До наших дней сохранились не только эпос и мифология или монументальные архитектурные сооружения. В рамках шумерской цивилизации были совершены открытия и получены знания, которыми пользуются современные люди. Наиболее известный пример: представление о времени.

Преемники шумеров на территории Древней Месопотамии сохранили принятую шестидесятиричную систему счисления. Благодаря этому мы до сих пор делим час на шестьдесят минут, а минуту на шестьдесят секунд. От шумеров сохранилась и традиция делить сутки на 24 часа, а год на 365 дней. Шумерский лунно-солнечный календарь тоже сохранился, хотя и претерпел значительные изменения.

Однако, это отдаленные следствия. В ближайшей же исторической перспективе шумерская цивилизация оставила своим преемникам номовую государственность, определенную особыми природными условиями шумерских городов-государств. Несмотря на попытки того или иного города-государства добиться полной гегемонии на территории Месопотамии, за исключением кратковременного успеха этого никому так и не удалось сделать.

Вавилон и Ассирия в разное время распространяли свою власть на обширные территории, а Ур при Саргоне сумел подчинить себе территорию такого масштаба, что превзойти это удалось лишь полторы тысячи лет спустя персам при династии Ахеменидов. Но итогом существования этих гигантских империй неизменно были затяжной кризис и крах.

Наиболее очевидная причина тому, что каждый раз крупные государства в Месопотамии распадались по условным линиям, определяющим, где находится шумерский город-государство, взятый как отдельная общественно-политическая структура, состоит именно в их необыкновенной устойчивости. Уже замечалось выше, что борьба за гегемонию в регионе была вызвана необычайным по разрушительности природным катаклизмом и последовавшим за ним вторжением семитских племен.

Те приходили со своей идеей государственности, в то время как в Шумере уже сложилась опробованная и закаленная на протяжении четырех тысяч лет система самодостаточных государственных образований. Даже включившись по необходимости в политическую борьбу на последнем этапе своего существования, шумеры, как это следует из источников, в их явно приниженном положении в обществе, отчетливо понимали вынужденность своего участия в войнах.

Здесь любой историк вступает в сферу гипотез и предположений. Но вся история древнего Шумера соткана из них, и именно с гипотез началась эта статья. Появление на территории Месопотамии племен и племенных объединений, чье происхождение до сих пор невозможно установить даже на гипотетическом уровне, через несколько тысяч лет существования особого типа государственности завершилось таким же исчезновением в неизвестности.

Шумерские города-государства

Таинственность, окружающая начало и конец истории шумерской цивилизации, стала основой многочисленных современных спекуляций. Особенный интерес вызывает фигура Этаны, царя Киша, который, согласно преданиям, каким-то образом взошел на небеса. Современные «исследователи» с удовольствием используют эти слова для доказательства того, что никаких шумеров и не существовало вовсе, а все культовые сооружения были созданы либо инопланетянами, либо им подобными существами.

Вместо этих глупостей куда разумнее обратиться к факту из жизни древних шумеров, о котором здесь уже неоднократно говорилось: эти люди, откуда бы они ни пришли, не умели выделяться. Они просту существовали в рамках своих племенных объединений, обрабатывали землю – не слишком усердно, – накапливали знания о мире и, как ни прискорбно, не заботились о завтрашнем дне.

Ведь, возможно, память о всемирном потопе сохранилась не столько потому, что он был таким разрушительным – разливы двух крупных рек, образовавших Месопотамию, вряд ли были редким явлением, а потому что он стал неожиданным. Разумеется, не следует видеть в древних шумерах неких сибаритов, неспособных противостоять катастрофе, но вся их история будто свидетельствует о самом обыкновенном нежелании противостоять этому событию.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Отвлекаясь же от философских размышлений о первой настоящей цивилизации на земле, нужно отметить следующее: номовая государственность, являясь изобретением древних шумеров, принадлежит не только им. Под другим названием эта стратегия была опробована другой великой цивилизацией древности, тоже занятой поиском знаний.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Под именем многочисленных полисов номы словно возродились в Древней Греции. Трудно удержаться от параллелей: как шумеры ассимилировались с семитами, уступив им свою культуру, так и древние греки, значительно подняв культурный уровень римлян, сошли с исторической сцены. Но, в отличие от шумеров, не навсегда.

Оцените статью
Портал о Туризме
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.