Петергоф дворцово парковый ансамбль

Как добраться

История появления

История города с непривычным для русского уха названием Петергоф тесно связана с петровской эпохой и с тем, какие достопримечательности находятся на этой территории. Туристы постарше хорошо помнят, что город носил имя Петродворец, это название было утверждено после Великой Отечественной войны. В 1997 году историческое наименование было возвращено городу.

История названия «Петергоф» восходит к началу восемнадцатого века. «Питергоф», а тогда название г. Петергоф писалось именно так, означает в переводе с немецкого языка «Петров двор», и впервые история отразила это осенью 1705 года. В те годы на берегу Финского залива был построен скромный маленький дом, служивший для отдыха Петра I,  часто путешествовавшего из Петербурга в Кронштадт.

Петрову двору суждено было через два десятилетия превратиться в блестящую загородную резиденцию, славящуюся на весь мир уникальными фонтанами и роскошными дворцовыми покоями. Петр мечтал о дворце на берегу Балтийского моря, окруженным садом со множеством фонтанов, подобно тем, что он посещал в Европе.

Несравненные фонтаны Петергофа — главные достопримечательности этого пригорода наряду с дворцами и парками. В течение двух столетий Петергоф был официальной летней резиденцией императорского двора, и довольно большой город первоначально сформировался вокруг Большого дворца, подобно Версалю во Франции.

В девятнадцатом веке для постоянно увеличившейся семьи Романовых в Петергофе было возведено немало построек, предназначенных для частной семейной жизни.  Огромный и разнообразный музейный комплекс объединяет Петергоф, Ораниенбаум, Александрию, дворец Петра I в Стрельне, Царицын и Ольгин острова. Но душой Петергофа по-прежнему остаются великолепные фонтаны.

Уникальность Петегофа заключается еще в том, что на территории парка размещено 4 каскада и 176 фонтанов, в народе Петергоф — называют столицей фонтанов. Фонтаны имеют необычную водопроводную систему, которая функционирует со времен царской России по сей день. Все фонтаны имеют подключение к воде без водонапорных насосов.

Здания и дворцы перестраивались во времена правления наследников российского престола.

Наибольший период разрушений для зданий пришелся на время Великой Отечественной Войны, однако все здания удалось восстановить и отреставрировать, вернув им исторический первозданный вид.

Петергоф поражает своей пышностью, роскошью убранства. Его Дворцы и строения, а так же памятники и скульптуры находятся в списке культурного наследия и охраняются государством.

Обойти Петергоф за один день, будет очень сложно, на его подробное изучение не хватит и месяца. Поэтому лучше приезжать на 2-3 дня, чтобы ознакомится хотя бы с основными достопримечательностями дворцово-паркового ансамбля.

Подробно описание которых, мы рассмотрим ниже.

Описание

Петергоф – это ансамбль дворцов и парков, который был основан на южном берегу Финского залива в 1703 году. Петр Первый решил возвести его в знак великой победы Российской империи в борьбе за выход к Балтике.

Петр I. Картина А. Матвеева

При проектировании Петергофа за основу был взят архитектурный план Версаля, так как именно он являлся эталоном всех ансамблей тех времен. Однако, после личного посещения в 1717 году российским императором резиденции французских королей, была поставлена задача построить дворец, который всем своим величием смог бы затмить знаменитый французский дворцово-парковый ансамбль.

Вид Большого дворца в Петергофе. Гравюра А. И. Ростовцева. 1717 г.

Для функционирования фонтанов требовался большой объем воды, поэтому было важно чтобы рядом с парками обязательно находился водоем. Инженер Б. Миних рассчитал, что Ропшинские высоты идеально подойдут для этого. От высот до Финского залива был проведен канал длинной 24 километра именно по нему вода попадала в специальные бассейны, которые накапливали в себе воду для фонтанов.Название Petershof переводится с немецкого как «Петров двор». Этим Петр Первый определил, что резиденция будет выполнять не только государственные и светские функции, но и быть частным двором для проживания королевской семьи.Петергоф дворцово парковый ансамбль

Большой дворец – это основное и центральное здание всего ансамбля. Он располагался на уступе высотой 16 метров. Перед дворцом находился Нижний парк площадью два километра со своими аллеями садами.Изначально дворец был достаточно небольшого размера. Однако позже при правлении Елизаветы Первой дворец претерпел косметические изменения и приобрел элементы «зрелого барокко».

Марли в Нижнем саду Петергофа. Гр. С. Галактионова с картины С. Щедрина. Нач. XIX в.

Морской канал – пролив, соединяющий собой Большой дворец и Финский залив с юга на север, делит Нижний парк на две части. В парке имеются две большие аллеи, которые проходят через всю территорию парка. Первая состоит из четырех маленьких аллей: две из них ведут ко дворцу Монплезир, а две другие к павильону Эрмитаж.

Вторая аллея идет от дворца Марли, проходя через парк. Два пути, исходящих из этой аллеи, соединяют между собой Марли и Монплезир. А Марлинская аллея проходит вдоль берега по всей территории парка. Нижний парк выполнен во «французском» стиле, который в то время был очень моден. Особенностями такого стиля являлись аллеи, имевшие формы треугольников и трапеций, небольшие деревья, которые были выстрижены в форме различных геометрических фигур, множество статуй и цветников.

Несколько ансамблей, включающих в себя здания, небольшие парки, оранжереи и фонтаны, представляют собой неповторимую композицию Нижнего парка.Дворцовые постройки Петергофа начали возводить еще в 1714 году. Монплезир, что можно перевести с французского как «Мое удовольствие» – это дворец, который построили на берегу Финского залива.

На юге замка находится Монплезирский сад, а рядом с ним расположился Китайский садик, который был разбит уже при правлении Екатерины Второй.В 1721 году на западе парка было построено еще два здания – это Марли и Эрмитаж.Павильон Эрмитаж был личными апартаментами императора и использовался при переговорах и тайных встречах.

Эрмитаж – это двухэтажное строение с мостом и небольшим окопом, наполненным водой. Из-за отсутствия лестницы наверх поднимались благодаря специальной машине, которая представляла собой прообраз современного лифта. Дворец Марли, который царь Петр назвал в память о своей поездке в резиденцию Марли-ле-Руа в 1717 году, находится рядом с границей Нижнего парка на западе. В основном он использовался в качестве гостевого домика.

Еще по теме  Как получить пособие по безработице в 2020 году пошаговая инструкция

Император Александр Павлович и Цесаревич Константин Павлович в Петергофе. Акварель 1806 г.

Сад Бахуса и Сад Венеры – две части, на которые делится большой Марлинский сад. Сады были устроены в одно время со строительством дворца также именно в них выращивали пищу для королевского стола. Марлинский пруд, расположенный на востоке от дворца, и Секторальные пруды на западе несли в себе не только эстетическую функцию, в них также хранили и разводили рыбу.Территория Петергофа продолжала обогащаться новыми строениями вплоть до первой половины XIX века.При блокаде Ленинграда Петергоф был почти разрушен. Большой дворец сожгли дотла. Были взорваны Марли и некоторые другие павильоны также от бомбежек пострадали Верхний и Нижний парки. Пропало множество объектов национального наследия. Трубопроводная сеть для фонтанов была полностью разрушена. Начиная с 1944 года Петергоф реставрируют и продолжают восстанавливать до настоящего времени.Петергоф дворцово парковый ансамбль

В наше время Петергоф – один из самых посещаемых и популярных музейных комплексов Санкт-Петербурга. Сюда стекаются тысячи туристов каждый день полюбоваться фонтанами, по своей зрелищности и богатству убранства которым нет равных в мире. Петергоф наполнен культурными событиями круглый год, но есть два праздника, поучаствовать в которых приезжают со всего мира – это Открытие фонтанов и Закрытие фонтанов.

Большой Петергофский дворец

История строительства Большого дворца в Петергофе условно делится на два главных этапа. С 1715 по 1725 год Браунштейн, Леблон и Микетти трудились над созданием двухэтажного дворца, который Петр называл Нагорными палатами. Это был дворец исключительно для дипломатических приемов и праздников, поэтому над его отделкой трудились лучшие европейские и русские мастера.

В 1745 году, когда Россией правила дочь Петра Елизавета, было принято решение начать перестройку дворца. Двор Елизаветы рос, для пышных церемоний все время не хватало места, поэтому придворный архитектор Растрелли достроил над зданием еще один этаж, расширил его и добавил два флигеля. В восточном разместилась придворная церковь, а в западном были обустроены покои для проживания знатных гостей и императорской фамилии.

Следуя указаниям императрицы, архитектор бережно сохранил рабочий кабинет Петра во дворце как память о великом строителе Петергофа. При Екатерине Второй некоторые залы дворца были переоформлены в классическом стиле Фельтеном и Валленом-Деламотом. Дворец продолжал быть центром летней придворной жизни и в следующем столетии.

Еще одна перестройка произошла в годы царствования Николая Первого. Архитектор Андрей Штакеншнейдер в 1846 году перестроил восточный флигель дворца, выходящий окнами на Верхний сад. Это было сделано перед свадьбой дочери Николая Первого Ольги с принцем Вюртембергским специально  для размещения во флигеле жениха со свитой.

Открытие фонтанов

В зимний период фонтаны в Петергофе не работают. Весной в мае открывается летний сезон, который ознаменовывает торжественный праздник – Открытие фонтанов. Это красочное, незабываемое событие, которое стоит посмотреть. Театрализованное действие каждый год имеет свою оригинальную тему и сценарий. Главной сценой праздника становиться Большой каскад Государственного музея-заповедника Петергоф. Прямо на террасах Большого каскада, рядом с золочеными скульптурными композициями под великолепное музыкальное сопровождение разыгрывается захватывающее театральное зрелище.Шоу продолжается, костюмированные сценки, сменяются балетными миниатюрами и выступлениями оперных и эстрадных певцов и вот наступает главный и самый захватывающий момент праздника – запуск фонтанов.

Все затихает, вместе с первыми музыкальными аккордами постепенно появляются нерешительные струйки просыпающихся фонтанов, Большой каскад оживает и вдруг из пасти льва, главной скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льва», словно гигантская стрела устремляется в небо сияющий на солнце столб воды. Открытие фонтанов произошло и тысячи посетителей каждый день, будут приезжать, чтобы увидеть одно из самых замечательных мест в мире.

Верхний и Нижние парки в Петергофе

Верхний сад служил парадным подъездом к Большому Петергофскому дворцу со стороны сухопутной дороги, а намного более крупный Нижний сад встречал гостей, прибывших морем. Таков был замысел Петра Первого. Верхний сад при Петре имел помимо парадного, еще и хозяйственное значение: здесь выращивали овощи и рыбу для царского стола.

Облик Верхнего сада сформировался на протяжении восемнадцатого века в три этапа: при Петре Первом, Анне Иоанновне и Екатерине Второй. Нижний парк, раскинувшийся у подножия природной террасы, несущей на себе Большой дворец и Большой каскад, также в значительной степени сохранил планировку и облик восемнадцатого столетия. Три части:

Что посмотреть в Петергофе

центральная, восточная и западная составляют комплекс Нижнего сада. Весь парк имеет хорошо продуманную симметричную планировку, каждая аллея заканчивается дворцом, фонтаном или павильоном.  Это настоящий шедевр садового искусства барокко, который сумел воплотить на топком берегу Финского залива архитектор Леблон, ученик гениального Анри Ленотра, создателя Версальских садов. При всех последующих переделках и реставрациях парка оригинальный замысел был сохранен.

Закрытие фонтанов

В сентябре, в преддверии золотой осени, в Государственном музее-заповеднике Петергоф, устраивают самый фантастический и зрелищный праздник Закрытие фонтанов. Грандиозное зрелище с применением самых современных лазерных, акустических, пиротехнических технологий в соединении с театрализованным действием.

Еще по теме  Киргизия климат достопримечательности флаг карта киргизии

Тематика очередного праздника Закрытия фонтанов всегда держится в секрете и всегда эта интрига разрешается невиданным по своим масштабам и зрелищности шоу. Устроители действия добиваются гармоничного синтеза лазерного, пиротехнического, музыкального и театрализованного шоу.

Потрясают по своим масштабам проецируемые на Большой дворец мультимедийные 3d декорации, на фоне которых разворачивается грандиозное представление. Лазерное освещение постоянно меняет световую и цветовую тональность праздника. Золоченые скульптурные композиции с фонтанами приобретают фантастический облик и фактуру, то пропадая во тьме, то возникая снова выхваченные потоками света, льющимися из разных концов гигантской сцены.

Центральный фонтан Петергофа «Самсон, разрывающий пасть льва», выхваченный лазерными лучами, главенствует в этом сюрреалистическом спектакле, словно фантастический дирижер, задает тональность этому представлению.Кульминацией праздника Закрытия фонтанов является пиротехническое шоу – фейерверки и грандиозный салют.

Фонтаны Петергофа

Нижний парк и Верхний сад украшают более ста пятидесяти фонтанов и пять каскадов. Все они — не просто красивые архитектурные и скульптурные сооружения, но и части уникальной гидротехнической системы, разработанной петровскими инженерами-гидравликами под руководством Василия Туволкова. Фонтанный водовод, питающий петергофские фонтаны и каскады, берет свое начало на Ропшинских высотах.

Это два десятка километров каналов, шлюзов, накопительных прудов, ведущих воду в Петергоф. Внимательно изучив европейские труды по гидравлике, Петр знал, что можно построить самотечный водовод, используя разницу в высотах рельефа. Идея Петра была воплощена командой Туволкова в 1721 году, начали работы в январе, а в августе того же года в Нижнем парке состоялся первый пробный пуск фонтанов.

Каждый фонтан имеет свое уникальное оформление, а многие из них – идеологическую подоплеку. Так, Большой каскад и фонтан «Тритон» в аллегорической форме прославляют победы России на Балтике. Есть и фонтаны, не несущие никакой смысловой нагрузки, напротив, их главная цель – развлечь и порадовать гостей.

Это знаменитые петровские фонтаны-шутихи, обливающие посетителей на радость малышам и взрослым с ног до головы. Имеются даже фонтаны, издающие звуки – например, «Фаворитка».  Все великолепие фонтанного ансамбля в полной мере можно оценить, заказав индивидуальную экскурсию по Нижнему парку Петергофа.

Фонтан «Нептун»

Фонтан «Нептун» появился в Петергофе во время правления Павла I. В 1779 году император привез статую из Нюрнберга. Скульптура была создана в 1660 году, по случаю окончания войны Нюрнберга и Швеции, но на ее установку не было средств и «Нептуна» хранили в запасниках. Первоначально Павел I замышлял поставить фигуру морского повелителя в своей резиденции в Гатчине. И все-таки окончательное решение было принято в пользу Петергофа. Спустя сотню лет, в Германии сделали копию с Нептуна и установили такой же фонтан в Нюрнберге.

А в Петергофе «Нептун» заменил пришедшую в упадок «Нептунову телегу» — колесницу Нептуна, с впряженными в нее тритонами, которая была создана еще во времена Петра Первого. В войну гитлеровцы вывезли скульптуру Нептуна в Германию, однако, ее удалось обнаружить и вернуть на прежнее место.

Большой дворец

Большой петергофский дворец протянулся на 300 метров между Верхним и Нижним парками. При Петре I дворец именовали Верхними палатами, здание было выстроено в два этажа (первый этаж для прислуги, второй – для царской семьи) и имело довольно незатейливую отделку и интерьеры. В правление Елизаветы Петровны Большой дворец значительно преобразился и принял торжественный вид, достойный царской резиденции. Центральная часть была надстроена еще на один этаж, а по обеим сторонам раскинулись два корпуса — Гербовый и Церковный. С тех пор внешний вид дворца почти не менялся, а вот интерьеры перестраивались не раз.Оформлением парадных залов, созданием интерьеров царских покоев Большого дворца занимались великие архитекторы – Б.Ф.Растрелли, Ж.-Б. Валлен Деламот, Ю. Фельтен. Самый большой зал – Тронный. Здесь происходили торжественные приемы. Зал увешен портретами российских императоров, а над троном возвышается изображение Екатерины Великой. Наряду с Тронным залом, зал Морской славы и Картинный зал – представляют особую ценность, все они являлись парадными.Во время войны Большой дворец сильно пострадал. С 1941 по 1944 год здесь размещались немецкие войска. Множество экспонатов было вывезено в Германию. Во дворце устроены казармы и конюшни. Сразу после войны начались реставрационные работы, не закончены они и по сей день.

Большой каскад

Водопадные лестницы и золоченые античные статуи Большого каскада, как нельзя лучше дополняют архитектурный ансамбль Большого дворца и сливаются с ним в единую композицию. По идее Петра Первого каскад создавался в честь российской армии и блистательной победы над Швецией. От Большого каскада берет свое начало Морской канал, который разделяет Нижний парк на две части и впадает в Финский залив. При жизни Петра каскад имел несколько иной вид. Еще не было Самсона, раздирающего пасть льва, который ныне является ключевой фигурой, придающей законченный вид всей композиции. Место, где сейчас расположен Самсон, было предназначено для швартовки яхты Петра Первого, куда он причаливал, проходя по Морскому каналу вплотную к Большому дворцу. Самсон появился позднее в 1735 году. В правление Анны Иоанновны ансамбль Большого каскада сложился в завершенную композицию.На каскаде, словно на античном Олимпе собрались древние мифические персонажи. Герои и боги древности слилось в единый фееричный карнавал, длящийся многие годы.

Самсон

Самсон, разрывающий пасть льва – ключевая скульптура Большого каскада, завершающая его вид и заключающая в себе грандиозную идею. Именно в ней скрыта вся суть этой потрясающей композиции – доблесть государства Российского и ее победа в войне со Швецией. Фигура льва украшает герб Швеции, Самсон укрощает льва – вот главная мысль, выраженная в этой аллегории. Из пасти льва взлетает ввысь 21-метровая струя воды. Первого Самсона создал Растрелли, в 1801 и 1947 скульптуру отливали заново.

Еще по теме  Как правильно оформить заявление об отсутствии ребенка в школе

В военные годы фашисты вывезли Самсона из России, к великому сожалению, скульптуру найти так и не удалось. В 1947 году скульпторы В.Симонов и Н.Михайлов создали нового Самсона. Для послевоенного города момент, когда Самсона везли по центральным улица в Петергоф, был знаковым. Горожане ликовали, событие символизировало возрождение города после мучительной блокады.

На Марлинской аллее со стороны дворца Марли возвышается фигура «Евы», а со стороны Монплезира можно увидеть и «Адама». Оба этих фонтана сохранились в своем первозданном виде еще с петровских времен.

Скульптура Адама создана в 1720 году венецианцем Джованни Бонацци, Еву отлили в 1718 году, ее автор – итальянец А.Рицци . Сами фонтаны были спроектированы итальянцем Николо Микетти. Фигура Адама расположена в самом центре бассейна в форме восьмиугольника. Вокруг скульптуры имеется 16 трубок, из которых изящными дугами взмывают вверх струи воды .

Подобным образом устроена и Ева. Статуи Адам и Ева размещены симметрично друг другу. Их разделяет Морской канал, берущий начало от Большого каскада.На площади, окружающей статуи, сохранились шикарные трельяжные беседки, по две около каждой скульптуры. Они были созданы для отдыха по указу Александра I.

Римские фонтаны

Римские фонтаны были построены во времена правления Анны Иоанновны. Расположены они по обе стороны от каскада «Шахматная гора» и гармонично его дополняют. Римскими они названы за их схожесть с итальянскими водометами, которые украшают площадь перед собором Св. Павла в Риме.

Римские фонтаны неоднократно перестраивали. Первоначально их чаши были изготовлены из дерева и покрыты свинцом (архитекторы И. Бланк и И. Давыдов), позже их заменили другими более прочными материалами — мрамором и гранитом. Из каждого фонтана вверх устремляется по пять струй, их высота достигает 10 метров. Во время войны мраморная отделка значительно пострадала, и в 1949 году фонтаны пришлось снова реконструировать.

Монплезир

Дворец Монплезир построен в голландском стиле, столь любимом Петром Первым. Он собственноручно сделал наброски к будущему дворцу и выбрал для него место у морского залива. Длинные галереи с огромными окнами придают строению изящный вид. Из окон галереи открывается шикарное зрелище. Прогуливаясь по длинному залу, можно любоваться с одной стороны морем, а с другой шикарным парком с фонтанами и цветниками (Монплезирский сад). На стенах галереи развешаны морские пейзажи, их собирал сам Петр. Эта картинная галерея была первой в России.Монплезир достраивали и перестраивали не один раз. Над ним работали самые лучшие архитекторы: первоначально Леблон, Браунштейн и позднее Растрелли, Дж. Кварнеги, К. Росси, А. Воронихин. Во дворце хранятся уникальные предметы петровских времен.

«Пирамида»

Среди множества петергофских фонтанов, «Пирамида», пожалуй, один из самых эффектных и самых водоемких. Он был создан по проекту Н. Микетти. В качестве образца архитектор взял версальский фонтан «Обелиск», и не случайно, «Пирамида» — это обелиск, возведенный в честь доблестной российской армии. Строительство фонтана длилось на протяжении трех лет (1721 – 1724).

Фонтан «Пирамида» поражал воображение современников Петра I, не потерял он своей уникальности и в наши дни. Центральная струя – самая мощная, она устремляется на огромную высоту, вслед за ней последовательно тянутся ввысь, образуя ступени, семь рядов струй, стекая в неглубокий ров.

До 1721 года на месте нынешнего Шахматного каскада был Малый грот – одна из первых построек в парке. Он представлял собой встроенные в откос два павильона, а между ними глубокий грот. Каскад был создан в честь заключения Ништадского мира. На все предложения изменить его вид Петр Первый отвечал отказом. Но после смерти Петра каскады перестроили. В 1738 году Михаилом Земцовым был утвержден другой вариант. Грот, расположенный сверху, украсили три сказочных дракона. В XVIII веке уступы, по которым спускается вода, выполнили в белых и черных тонах, большие квадраты расположили в шахматном порядке. Каскад превратился из Драконовой горы в Шахматную. В 1737 – 1746 годах по краям каскада высадили деревья, а парапеты лестницы декорировали статуями, которые были расхищены фашистами, ныне их заменили копиями, созданными в 1952 году.

Вольеры

Восточный и западный вольеры — изящные павильоны, созданные по типу версальских беседок, каждый увенчан куполом. На куполе западного вольера, с внутренней стороны, можно увидеть сохранившуюся темперную роспись. Внешний вид беседок сохранен с петровских времен. Летом в павильоны вносили золоченые клетки с птицами;

в восточном вольере располагались попугаи, в западном вольере – певчие птицы. Если перевести с французского языка слово «вольер» – так и получится – птичник. Ныне, как и в прошедшие времена в вольерах распевают птицы. Внутрь пускают посетителей по несколько человек, смотритель следит за порядком. Вход невысок, чтобы попасть внутрь вольера придется наклониться. Стены вольеров изящно украшены. Возле восточного вольера устроен пруд, в котором обитают разные виды водоплавающих птиц.

Оранжерейный фонтан

В центре Оранжерейного сада, между Большим дворцом и «Шахматной горой», возведен Оранжерейный фонтан. Его построили во времена правления Екатерины I, в 1726 году, по проекту Б. К. Растрелли. Центральная фигура фонтана – античный бог моря Тритон, побеждающий морское чудовище. Из пасти чудовища вырывается восьмиметровая струя. Композиция перекликается с Самсоном, разрывающим пасть льва. Но, в отличие от Самсона, Тритон олицетворяет морской российский флот, морское чудовище – поверженная шведская эскадра.

Оцените статью
Портал о Туризме
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.