Нецелевое использование денежных средств: статья, ответственность

Куда поехать

Несоблюдение указаний по применению кодов бюджетной классификации РФ.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Напомним, что код расходов бюджета детализируют направления финансового обеспечения деятельности казенных учреждений. Он состоит (п. 1 ст. 21 БК РФ):

  • из кода главного распорядителя бюджетных средств;

  • из кодов раздела, подраздела, целевой статьи;

  • из кода вида расходов.

Перечень единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов в 2016, 2017 годах приведен в Указаниях № 65н[1]. В случае если казенным учреждением оплата расходов по заключенным договорам осуществляется в нарушение указанного документа, данные действия расцениваются как нецелевое использование бюджетных средств.

Как следует из материалов проверки, казенным учреждением была осуществлена оплата за счет средств, выделенных по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд», услуг по проверке сметной документации по капитальному ремонту помещений, тогда как данные затраты подлежали отражению по коду вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта, государственного имущества».

Согласно заключенному договору результатом оказанных услуг является заключение о соответствии представленной заказчиком на проверку сметной документации государственным элементным сметным нормам и действующей методологии сметного нормирования. На основании данной формулировки суд пришел к выводу о том, что спорные расходы направлены на капитальный ремонт имущества, принадлежащего учреждению, значит, они отражаются по коду вида расходов 243.

В рассматриваемом случае основным критерием для определения кода вида расходов является их целенаправленность, поэтому учреждению было вменено нарушение в виде нецелевого использования бюджетных средств (см. Определение ВС РФ от 18.01.2016 № 304-КГ15-17603).

Юридическая характеристика

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Из положений комментируемой статьи следует, что любое выделение денег из бюджета происходит под конкретные цели, и нарушение предписанного назначения означает нецелевой расход.

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Регламент использования бюджетных средств определяет, что если после выполнения целевых обязательств осталась часть денег, то они не могут быть использованы должностным лицом пока не будет определено новое назначение для них.

ВАЖНО! Цель использования бюджетных средств указывается в документе, на основании которого происходит перечисление денег либо в отдельном распорядительном документе (смете/проекте/плане), который является дополнением к основному нормативному акту.

Бюджетными активами в России являются:

  • субсидии, включая муниципальные и региональные;
  • гранты в форме субсидирования;
  • трансферы;
  • государственные кредиты;
  • субсидии под капитальные вложения.

Таким образом, бюджетными деньгами признается любое бюджетное ассигнование.

Параллельно с запретом производить нецелевое расходование бюджетных средств установлены ограничения на запрет устанавливать обязательство оплаты услуг конкретного поставщика при соблюдении конкурсного порядка проведения закупок. Это значит, что определение конечного получателя денег происходит по результатам тендера.

Примером нецелевой траты ассигнований признается оплата расходов, которые не предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности. Также за несанкционированное перемещение между статьями бюджетной классификации виновный будет привлечен к ответственности.

Подобное возможно при перечислении под определённую статью. Нецелевое расходование бюджетных средств возможно и при намеренной или ошибочной оплате счёта не из того бюджета, что требуется.

К нарушениям относится и трата целевого субсидирования на иные нужды учреждения.

Обозначенные примеры демонстрируют, что определение конкретной операции с бюджетными деньгами происходит всегда индивидуально.

Комментариями к ст. 285.1 УК РФ определяются составные части преступления: стороны, объект и субъекты. Субъект квалифицируется в ходе расследования просто – это должностное лицо, которое имело право и/или возможность распоряжаться средствами, выделенными к использованию из бюджета.

Прямой объект – взаимоотношения в сфере гос. власти и в части управления средств, относящихся к бюджету любого типа. Дополнительным объектом выступают нарушенные из-за деяния виновного права участников взаимоотношений в бюджетной сфере.

Субъективная сторона характеризуется умыслом, непременно прямым. Мотив совершения преступления для квалификации не важен.

Объективная сторона – непосредственный комплекс действий и мероприятий, направленный на нецелевое использование бюджетных средств. Преступление носит формальный характер и считается оконченным с момента осуществления перевода денег.

Законодатель демонстрирует серьёзное отношение к нецелевому расходованию средств из бюджета. Необходимо разграничивать, когда действие считается правонарушением, а когда — преступлением. Правонарушение – ситуация, когда бюджетные деньги тратятся в незначительном размере (до 1,5 млн. рублей).

Если сумма равна либо более 1,5 млн. рублей, то деяние – преступление. За правонарушение предусматриваются штрафы и дисквалификация, а за преступление наказанием может стать даже лишением свободы.

Судебная практика имеет множество примеров, когда при использовании целевого субсидирования не по назначению возникает уголовное преследование.

Нецелевое использование денежных средств: статья, ответственность

В зависимости от тяжести деяния и степени материального вреда действия может быть применена административная или уголовная ответственность.

Что гласит КоАП РФ

наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Ответственность за нецелевое использование по нормам УК РФ наступает при условии совершения преступления в крупном/особо крупном размере.

Несоблюдение указаний по применению кодов бюджетной классификации РФ.

Как уже было отмечено, код расходов бюджета детализируют направления финансового обеспечения деятельности казенных учреждений.

В случае если казенное учреждение оплачивает расходы по заключенным договорам в нарушение указанного документа, данные действия расцениваются как нецелевое использование бюджетных средств.

Нецелевое использование денежных средств: статья, ответственность

Доводы Управления ФСИН о последующем восстановлении средств, использованных на иные цели, за счет бюджетных средств, по которым эта операция должна быть совершена первоначально, обоснованно отклонены судом как не имеющие правового значения. Обозначенная правовая позиция была подтверждена в Постановлении ВС РФ от 06.04.2016 № 304-АД16-2006 (см. Постановление АС ЗСО от 02.08.2016 № Ф04-3406/2016 по делу № А45-25018/2015).

В другом Постановлении ВС РФ от 07.10.2016 № 304-АД16-12516 по делу № А45-20757/2015 рассмотрено аналогичное нарушение. В нем высшая судебная инстанция отмечает, что объективная сторона правонарушения характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию средств, а указанное правонарушение считается оконченным с момента осуществления такой операции. Последующее восстановление средств не исключает факт использования средств не по целевому назначению.

Если возникла потребность в оплате расходов, на которые не выделены лимиты бюджетных обязательств, либо если объема доведенных лимитов недостаточно, у получателя бюджетных средств есть право направить распорядителю средств бюджетную заявку об увеличении лимитов бюджетных обязательств по одной статье бюджетной классификации за счет уменьшения лимитов бюджетных обязательств по другой статье.

Поскольку данная процедура не соблюдена, имеется факт нарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств.

Оплата расходов, не предусмотренных законом о федеральном бюджете.

В данном случае возможны два вида ответственности: административная и уголовная.

Административная ответственность предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ. Она наступает в случае направления бюджетных средств и оплате обязательств в целях, которые не соответствуют бюджетным целям. Проще говоря, деньги полностью или частично расходуются не на те цели, на которые они получены. Привлечь к ответственности могут как должностное лицо, допустившее нарушение, так и организацию (учреждение, орган власти), в которой это должностное лицо работает.

Еще по теме  Недорогие отели Турции для отдыха с детьми – Отзывы 2019 [Обзор]

К административной ответственности привлекают по остаточному принципу – если нет состава уголовно-наказуемого деяния. Уголовная ответственность (статья 285.1 УК РФ) наступает за те же самые действия, но совершенные в крупном (1,5 млн рублей и больше) или особо крупном (7,5 млн рублей и больше). Отвечать в данном случае будет конкретное должностное лицо получателя бюджетных средств.

Наказание варьируется:

  1. При крупном размере нецелевых трат (ч. 1 ст. 285.1):
  • штраф 100-300 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-2 года;
  • принудительные работы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.
  1. При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1, группой лиц по предварительному сговору или при особо крупном размере нецелевых трат возможное наказание будет большим:
  • штраф 200-500 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-3 года;
  • принудительные работы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
  • лишение свободы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.

В случае нецелевого расходования средств внебюджетных фондов (ПФР, ФФОМС, ФСС) в крупном или особо крупном размере уголовная ответственность наступает по ст. 285.2 УК РФ. Эта норма предусматривает аналогичные санкции. Здесь под нецелевыми тратами понимаются такие, которые не соответствуют целям и условиям расходования, установленным законами и бюджетом фонда.

Нецелевое использование денежных средств: статья, ответственность

Привлечение к административной или уголовной ответственности не исключает другие негативные последствия. Так, виновное должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. В свою очередь, организация, допустившая нецелевое использование денежных средств, выделенных из вышестоящего бюджета, может впоследствии лишиться финансирования под определенные цели или получить его в урезанном виде.

Учреждение ФСИН выдало из кассы организации денежные средства под отчет на командировочные расходы, которые являлись средствами, поступившими за платные услуги. В дальнейшем средства федерального бюджета, доведенные бюджетной сметой и лимитами бюджетных обязательств, были получены и зачислены учреждением на лицевой счет администратора доходов, как доходы от оказания платных услуг. Названные действия были квалифицированы контрольным органом как нецелевое использование бюджетных средств.

Напомним, что казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право преду­смотрено в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Как следует из ст. 241 БК РФ, доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет.

Они отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обес­печение осуществления функций казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Минфином.

С учетом названного правового регулирования суд апелляционной инстанции правомерно признал, что доходы от приносящей доход деятельности, осуществляемой казенным учреждением ФСИН, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Оплата расходов учреждения за счет средств от приносящей доход деятельности возможна при условии, что указанные операции предусмотрены утвержденной учреждению в установленном порядке сметой средств от приносящей доход деятельности и разрешением на открытие лицевого счета по учету средств, получаемых от иной приносящей доход деятельности.

Такие выводы следуют из ч. 3, 4 ст. 161 БК РФ и согласуются с правовой позицией ВС РФ, содержащейся в Постановлении от 25.01.2016 № 306-АД15-17922.

Расходуя средства, полученные от приносящей доход деятельности, без утвержденной сметы и в отсутствие разрешения на открытие лицевого счета по учету данных средств, учреждение нарушает бюджетное законодательство.

Противоправное поведение в виде нецелевого использования бюджетных средств, как установил суд апелляционной инстанции, имело место в момент проведения операций по зачислению средств федерального бюджета, доведенных бюджетной сметой по соответствующей подстатье, на лицевой счет администратора доходов в качестве доходов от оказания платных услуг.

Доводы учреждения о том, что на конец финансового года не было допущено превышение утвержденных в смете показателей расходов по одним кодам бюджетной квалификации за счет недорасхода по другим, не могут быть учтены судом.

Поскольку материалами дела подтверждено, что спорные финансовые операции в момент их совершения не соответствовали бюджетной смете, названные действия свидетельствуют о нецелевом использовании бюджетных средств (см. Постановление АС ВСО от 01.02.2017 № Ф02-7462/2016 по делу № А19-2407/2016).

Согласно положениям ст. 162, ч. 3 ст. 219 БК РФ казенное учреждение принимает и исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные обязательства принимаются путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Как следует из ст. 72 БК РФ, государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

В ходе проверки установлено, что на момент принятия бюджетных обязательств у казенного учреждения как у получателя бюджетных средств доведенные лимиты бюджетных обязательств по соответствующим статьям расходов отсутствовали.

Таким образом, в нарушение ст. 162, ч. 3 ст. 219 БК РФ учреждение приняло бюджетные обязательства, превышающие доведенные до получателя на момент их принятия объемы лимитов бюджетных обязательств (см. Постановление АС ЗСО от 28.01.2016 № Ф04-29252/2015 по делу № А45-10398/2015).

В Постановлении ВС РФ № 306-АД15-17922 рассмотрено нарушение, которое выразилось в оплате расходов, не предусмотренных законом о федеральном бюджете. Так, исходя из представленных материалов проверки федеральное казенное учреждение оплатило за счет средств федерального бюджета договоры по добровольному страхованию автомобилей (каско).

Поскольку данный вид расходов не предусмотрен законом о федеральном бюджете, данные обстоятельства послужили основанием для привлечения учреждения к административной ответственности в связи с нецелевым расходованием бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств. Ст. 285.1 УК РФ в 2020 году

Согласно выводам контролирующих органов, а также решениям судебных инстанций казенное учреждение вправе оплачивать названные расходы за счет источников от приносящей доход деятельности при условии, что утвержденной в установленном порядке сметой от приносящей доход деятельности и разрешением на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от иной приносящей доход деятельности, указанные операции предусмотрены.

Как было отмечено, в каждом случае нецелевого использования бюджетных средств применяется административная (ст. 15.14 ­КоАП РФ) или уголовная (ст. 285.1 УК РФ) ответственность. Так, в соответствии со ст. 15.14 ­КоАП РФ нецелевое использование полученных бюджетных средств влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

  • на юридических лиц – от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Напомним, что под должностным лицом понимается лицо:

  • постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;

  • выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом госоргана, государственного или муниципального учреждения (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19). Таким образом, к административной ответственности привлекается руководитель учреждения (см.

Решение Пермского краевого суда от 06.06.2017 по делу № 7-1007-2017 (21-655/2017)). Привлекать в данном случае главного бухгалтера неправомерно, поскольку у него отсутствует право единолично распоряжаться бюджетными средствами (см. Решение Приволжского районного суда г. Казани от 02.02.2017 № 12-134/2017).

  • 1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —
  • наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 2. То же деяние, совершенное:
  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • б) в особо крупном размере, —
  • наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Еще по теме  Лучшие экскурсии на Краби

Нецелевое расходование бюджетных средств

Нецелевое использование бюджетных средств. Ст. 285.1 УК РФ в 2020 году

Рассмотрим, какие санкции предусмотрены за нецелевое расходование бюджетных средств.

Условия получения бюджетных средств могут устанавливаться в следующих документах:

  • Сводная бюджетная роспись.
  • Смета бюджета.
  • Закон (решение) о бюджете.
  • Бюджетная роспись.
  • Соглашение или договор.
  • Уведомление об ассигнованиях.
  • Иной документ на финансирование.

Любое выделение средств из госбюджета осуществляется на конкретные цели. Порядок списания денег с единого бюджетного счета регламентируется БК РФ.

Для проведения оплаты требуется подтверждение БО (бюджетное обязательство) от ФК РФ или соответствующего финоргана региона или муниципалитета России.

Общий финансовый контроль за законностью расходования осуществляет Минфин, а также его подведомственные территориальные подразделения.

Использовании денег на другие нужды это нецелевые расходы. Ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств предусмотрена в КоАП и Уголовном Кодексе. В стат. 285.1 УК РФ определены составные части преступления:

  • Предмет – то есть, выделенные под конкретные траты бюджетные средства.
  • Субъект – ответственное за распоряжение средствами должностное лицо учреждения или группа соисполнителей, то есть нескольких таких лиц.
  • Объект – интересы органа госвласти в части контроля за выполнением бюджета.
  • Объективная сторона – неправомерные действия, которые заключаются в нецелевых тратах бюджетного финансирования.
  • Субъективная сторона – форма вины может быть выражена в неосторожных действиях или в умышленных.
  • Законодательная конструкция – данное преступление является формальным. Признается оконченным при полном израсходовании средств, выделенных за счет бюджетных источников.
  • Квалифицированные виды нарушения – преступление по своему виду может быть совершено в крупном размере (или особо крупном), по предварительному сговору группой мошенников.

Нецелевое использование бюджетных средств. Ст. 285.1 УК РФ в 2020 году

Обратите внимание! Чтобы преступление квалифицировалось как групповое, необходимо, как минимум, двое участников (должностных лиц учреждения) и наличие предварительной договоренности между ними. К примеру, это могут быть руководитель организации и ее главный бухгалтер. По своей характеристике большинство таких нарушений относятся к групповым, так как платежные операции требуют наличия распоряжения руководителя и главбуха одновременно.

Обязательным признаком факта преступления является размер израсходованных на другие нужды бюджетных средств. В целях рассматриваемой статьи крупным размером признаются суммы, превышающие 1500000 бюджетных средств. Особо крупным считаются суммы от 7500000 руб.

Если деяние совершено на сумму меньше 1500000 руб., виновное лицо привлекается к ответственности по КоАП РФ. При отсутствии уголовного состава преступления размер административных санкций составляет:

  • Для должностных сотрудников учреждения – штраф величиной в 20000-50000 руб. или дисквалификация ответственного лица на срок в 1-3 года.
  • Для юрлиц – штраф величиной в 5-25 % от использованных на нецелевые нужды бюджетных средств.

Вывод – при нецелом расходовании средств из бюджета любого уровня неправомерное действие считается правонарушением, если сумма не превышает 1500000 руб. Если потраченная сумма составляет более 1500000 руб.

, это уголовное преступление. За правонарушение без признаков уголовно-наказуемого деяния должностному лицу грозит штраф или дисквалификация, учреждению – штраф. За преступление ответственность предусмотрена в стат. 285.1 УК.

Подробнее о санкциях далее.

 Как проверить целевое использование бюджетных средств, смотрите в рекомендации Системы Госфинансы

Размеры штрафов

Уголовная ответственность за использование целевого субсидирования не по назначению предусмотрена в стат. 285.1 УК РФ. Наказание наступает при совершении преступлений в крупном размере (от 1500000 руб.) или особо крупном (от 7500000 руб.). За нецелевое расходование средств бюджета предусмотрена ответственность (ч. 1 стат. 285.1 УК):

  • Штрафная санкция величиной в 100000-300000 руб. или в виде зарплаты (прочих доходов) осужденного лица за 1-2 года.
  • Привлечение к исполнению принудительных работ на период до 2 лет с одновременным запретом на исполнение отдельных должностей или ведение деятельности на период до 3 лет.
  • Арест лица на период до 6 мес. или полное лишение свободы на период до 2 лет с одновременным запретом на исполнение отдельных должностей или деятельности на период до 3 лет.

В случае совершения равнозначного преступления в размерах особо крупных (от 7500000 руб.) или при наличии предварительного сговора наказание установлено в следующем виде (ч. 2 стат. 285 УК):

  • Штрафная санкция величиной в 200000-500000 руб. или в виде зарплаты (прочих доходов) осужденного лица за 1-3 года.
  • Привлечение к исполнению принудительных работ на период до 5 лет с одновременным запретом на исполнение отдельных должностей или деятельности на период до 3 лет.
  • Полное лишение свободы на период до 5 лет с одновременным запретом на исполнение отдельных должностей или деятельности на период до 3 лет.

Судебная практика

Когда речь идет о нецелевом расходовании бюджетных средств, судебная практика насчитывает множество подобных прецедентов. Как правило, если дело передается в суд, побеждает обвинение. Работа защиты позволяет добиться смягчения наказания для виновных лиц.

Нецелевое использование бюджетных средств. Виды, ответственность

Нецелевое использование бюджетных средств — это передача средств, выделенных для бюджетных нужд. А также оплата с их помощью услуг и обязательств в целях, которые не соответствуют направлениям, указанным в бюджетных документах.

В зависимости от размера нарушения, нецелевое направление средств может быть административным правонарушением, а может быть и уголовным преступлением.

Нецелевое направление средств в размере до 1,5 млн рублей является административным правонарушением и регулируется статьей 15.14 КоАП РФ, а все, что выше этого — это уже уголовное преступление и ответственность за него предусмотрена ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ.

УК РФ определяет 2 вида нецелевого использования денег из бюджета, а именно: в крупном размере по ч.1 ст. 285.1 УК РФ — это с 1,5 млн до 7,5 млн и в особо крупном размере по ч.2 ст. 285.1 УК РФ — это все, что выше 7,5 млн рублей.

Нецелевое использование государственных денег возможно только если это нарушение:

  • правил утвержденного бюджета;
  • правил сводной бюджетной росписи;
  • целей уведомления о бюджетных ассигнованиях;
  • установлений сметы доходов и расходов;
  • договора или соглашения, а также иного документа, являющегося правовым основаниям предоставления бюджетных средств.

Примеры нецелевого использования:

  • оплата расходов, не предусмотренных в бюджете на конкретный финансовый период;
  • предоставление или использование межбюджетных трансфертов с нарушением правил их предоставления или использования;
  • взятие на себя оплаты расходов, которые должны быть покрыты из другого бюджета;
  • оказание финансовой помощи, включая оплату расходов, органам и лицам, не входящим в перечень тех, кому такая помощь может быть выделена;
  • оплата услуг сторонних специалистов по вопросам, которые можно было решить пользуясь услугами своего штатного специалиста;
  • применение федеральных сборников сметных цен вместо территориальных;
  • содержание в штате сотрудников бухгалтерии при условии, что финансово-экономическое обслуживание учреждения передано централизованной бухгалтерии.

Направление этих денег на иные задачи является грубым правонарушением. Оно признается, как нецелевое использование бюджетных средств.

Еще по теме  Система экстренного торможения

Кто наказывается за подобное несоблюдение законодательных норм, а также какая ответственность наступает по статьям КоАП РФ и УК РФ за нецелевое использование, разберем в данной статье. 

Прежде чем углубляться в понимание упомянутого словосочетания, следует помнить, что любые бюджетные средства сопровождаются принципом адресности, а также целевого характера.

Иначе говоря, все выделенные из бюджета деньги предназначаются для конкретных целей и получателей. Это закрепляется в 38 –ой статье российского Бюджетного Кодекса.

Следовательно, противоречие данным принципам свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств из бюджета.

Нецелевое использование бюджетных средств – это их полное, а также частичное направление и трата на цели, которые не совпадают с условиями их получения, утвержденными хотя бы одним из документов:

  • Законом о бюджете;
  • Бюджетной сводной росписью;
  • Сметой по бюджету;
  • Соглашением о предоставлении соответствующих субсидий;
  • Различными договорами, а также иными правовыми документами.

Таким образом, правонарушение заключается в совершениидействий/бездействий распорядителя и получателя денежных средств из бюджета,приведших к отклонению от целей, ранее определенных в документации.

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:

  • Финансы направлены на неоговоренные расходы в соответствии с планированием на отчетный период;
  • Совершен неправомерный денежный перевод с одной статьи классификации бюджета на другую с целью покрытия расходов;
  • Осуществлены оплаты из бюджетов другого уровня;
  • Произведены платежи из бюджета, хотя по плану должны задействоваться внебюджетные фонды;
  • Оплачены работы, товары, услуги, не имеющие отношение к деятельности и специфике учреждения;
  • Покрываются расходы другого юридического лица;
  • Финансируются строящиеся объекты не из перечня, а также те, по которым оно не запланировано;
  • Нарушены условия использования и предоставления субвенций, субсидий;
  • Произошло замещение бюджетных разделов и целей;
  • Полученная прибыль от хозяйственной деятельности используется вопреки плану.
  1. Платежи за услуги или работы, не оговоренные условиями договора о передаче субсидий;
  2. Оплата услуг или работ, которые не были выполнены;
  3. Оплата содержания имущества, если оно не принадлежит предприятию.

При любом нарушении законодательства всегда присутствует «крайнее лицо», которое в полной мере отвечает за совершенные действия, а также бездействия.

Во-первых, нарушителем признается само предприятие, совершившее нецелевое использование бюджетных средств. В таких случаях для организаций могут последовать наказания в виде штрафов, а также приостановления деятельности на определенный срок.

Во-вторых, ответственность несут должностные лица, допустившие наступление данного факта. Как правило, ими являются руководители, их заместители и другие сотрудники, обладающие правом подписи финансовой документации.

Иначе говоря, наказание понесет тот работник организации, чья подпись стояла на документах, послуживших основанием для нецелевых растрат.

В свою очередь, должностные лица, допустившие нецелевое использование бюджетных средств, могут нести как административную, так и уголовную ответственность в соответствии со статьями КоАП РФ и УК РФ.

Стоит отметить, что главным критерием, разграничивающим один вид ответственности от другого, является денежная сумма, потраченная не по назначению. Если она превышает 1 500 000 рублей, то деяние становится уголовно наказуемым. При нецелевых тратах в меньших размерах лица наказываются административным штрафом.

Итак, согласно 15. 14 статьи КоАП за нецелевое использованиебюджетных средств наказываются:

  • Дисквалификация на 1 – 3 года;
  • Штраф на сумму 20 – 50 тысяч рублей;
  • Штраф на 5 – 25 % от потраченной не по
    назначению суммы;

Если нецелевые расходы превышают допустимый административный лимит, то уже применяется статья УК РФ № 285. 1. Уголовное наказание несут уже только должностные лица, и выражаться оно может в следующих формах:

  • Штраф 100 – 300 тысяч рублей;
  • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 -2 года;
  • Принудительные работы, не превышающие 2 года;
  • Арест до полугода;
  • Лишение свободы не более, чем на 2 года;
  • Штраф 200 – 500 тысяч рублей;
  • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 – 3 года;
  • Принудительные работы не более 5 лет;
  • Лишение свободы не более, чем на 5 лет;

Применяемые к нарушителю штрафы, а также другая перечисленная выше ответственность являются не единственным негативным результатом за нецелевое использование бюджетных средств. Вместе с тем, могут наступать дополнительные последствия:

  • Нарушитель лишается финансовых полномочий с передачей их другому уполномоченному лицу;
  • Сокращение бюджетного финансирования конкретного региона или учреждения;
  • Взыскание ошибочно предоставленных средств с получателя, а также процентов за незаконное пользование ими.
  • Дополнительные финансовые проверки на предмет выявления нарушений.

Нецелевое использование бюджетных средств. Ст. 285.1 УК РФ в 2020 году

Как правило, за большинство финансовых нарушений законодательства РФ, включая ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, наступает на основании судебного решения. Вместе с тем, виновный в «растратах» имеет право обжаловать вынесенное по нему постановление.

Хотя, такой факт, как наличие умысла в совершенных действиях довольно редко принимается к сведению во время разбирательств по нецелевому применению бюджета, эта особенность играет важную роль. Например, ответственность по 15.

14 статье КоАП характеризуется умышленной виной. Иначе говоря, совершающий противоправное деяние должен осознавать совершение правонарушения по нецелевым расходам.

Если доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, отсутствуют, то наступление ответственности по данной статье невозможно.

Во многих случаях за совершение финансовых правонарушений помимо руководителя организации привлекают и главного бухгалтера. Поскольку, данное должностное лицо обладает правом подписи финансовых документов. Однако, наличие подписи как главбуха, так и другого уполномоченного лица не всегда однозначно доказывает наличие вины подписавшего бумаги об оплате.

Если в Уставе организации явно прописана персональная ответственность директора за нецелевое использование бюджетных средств или иное несоблюдение законов о бюджете, то именно он отвечает за нарушения в данной области.

К тому же, платежным документам, как правило, предшествует заключение контракта или договора, на котором ставит свою подпись руководитель предприятия.

  • Банковские реквизиты Сбербанка.
  • Как заполняется и подается в Сбербанк анкета на кредит?
  • Как оформить карту ВТБ через интернет?
  • Справка по форме Сбербанка для ипотеки и кредита.

Применить бюджетные деньги на иные задачи – уже серьезное правонарушение.

Как квалифицировать такие действия? Кто привлекается к ответственности, если нарушения совершены бюджетной организацией или организацией, получившей субсидию? Как решается, имело ли место именно нецелевое применение? Рассуждаем в статье.

Нецелевое использование бюджетных средств. Ст. 285.1 УК РФ в 2020 году

Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.

Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:

  • законе о бюджете;
  • сводной бюджетной росписи;
  • бюджетной смете;
  • договоре о предоставлении субсидии;
  • соглашении;
  • в другом правомочном документе.

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.

Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:

  1. Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
    • главным распорядителем;
    • распорядителем;
    • получателем бюджетных средств.
  2. При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.

  3. Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.
Оцените статью
Портал о Туризме
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.