Гиперактивный ребенок 👶: что делать родителям

Туры

Что означает СДВГ?

В наше время многие родители, приходя к неврологу, или просто на слуху сталкиваются с таким понятием как «гиперактивный» ребенок или ребенок

с дефицитом внимания и гиперактивностью

– СДВГ. Давайте разберемся, что он означает. Слово «гипер» – с греческого означает на превышение нормы. А слово «активный» в переводе с латинского – деятельный, действенный.

Все вместе – активный выше нормы.

Основные симптомы

  1. Невнимательность. Ребенку всегда сложно сосредоточиться на задании или игре. Родителям постоянно приходится напоминать о будничных делах, ведь ребенок попросту забывает о них, а еще постоянно ломает или теряет свои вещи. Кроме того, нарушено внимание: малыш никогда никого не слушает, даже когда речь обращена непосредственно к нему. Если он самостоятельно делает задание, то зачастую не может правильно организовать свою работу, постоянно отвлекаясь и не доводя задание до конца.
  2. Импульсивность. На уроках ребенок, не дождавшись своей очереди, выкрикивает с места. Ему сложно соблюдать установленные правила, он постоянно вмешивается в разговор и т. д.
  3. Гиперактивность. Ребенку сложно усидеть на месте, он постоянно ерзает на стуле, много болтает, постоянно бегает даже там, где нельзя этого делать. Малыш не может спокойно играть или отдыхать, он все время задает множество вопросов, но не может запомнить даже один ответ. Многие поступки и действия ребенка совершенно необдуманны, он часто ломает предметы, или же бьет посуду. Даже во время сна он не спокоен — постоянно просыпается, ворочается, иногда кричит во сне.

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил – говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.

Трудности в общении
Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте — дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Примерное меню гиперактивного ребенка

Гиперактивные дети очень непоседливые, они все время бегают, прыгают, проявляют активность. Иногда всем кажется, что к ним прикрепили мотор, который бесконечно работает. Они подолгу могут активно двигаться, даже если от них этого не требуют окружающие.

Во время игр и занятий дети не могут усидеть на месте и не в состоянии контролировать свои руки и ноги. Так, в 2 – 3 года, когда малыш очень подвижен, он часто закатывает истерики, капризничает, бегает и быстро перевозбуждается, устает. На этом фоне могут возникать различные заболевания, нарушение сна.

В 3- 4 года добавляется расстройство координации движений, и родители настолько устают от такого поведения, что начинают бить тревогу и обращаются к специалистам. Доказано специалистами, что максимальное количество проявлений симптомов СДВГ наблюдается в период криза ребенка – в 3 года и в 6-7 лет. Такой портрет гипреактивного ребенка действительно вызывает у родителей много проблем и трудностей в воспитании.

При проявлении у ребенка симптомов СДВГ отвлекайте и переключайте внимание:

  • Заинтересуйте другой деятельностью;
  • Задавайте ребенку неожиданные вопросы;
  • Переведите поведение ребенка в шутку;
  • Не запрещайте действие ребенка в категорической форме;
  • Не приказывайте высокомерно, а просите сделать что-то вежливо;
  • Старайтесь слушать то, что хочет сказать ребенок;
  • Старайтесь одними и теми словами повторять многократно свою просьбу (спокойным тоном);
  • Оставляйте в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
  • Не читайте нравоучений (ребенок их все равно не слышит).

Послушайте советы доктора Комаровского о том, как нужно воспитывать гиперактивного малыша:

Специалисты диетологи разработали специальное меню для маленького непоседы.

Завтрак: овсяная каша, яйцо, свежевыжитый сок, яблоко.

Второй завтрак: орехи или очищенные семечки, минеральная вода.

Обед: суп с овощами и зеленью, рыбная котлета или курица с картофельным пюре, желе из ягодного сока.

Полдник: йогурт (ряженка, кефир), хлеб цельнозерновой или из муки грубого помола, банан.

Ужин: салат из свежих овощей, гречневая каша с молоком или творог, чай травяной из мелиссы или ромашки.

Поздний ужин: стакан молока с ложкой меда.

Это лишь примерный перечень блюд, меню можно корректировать с учетом риска возможных аллергических реакций и пристрастий ребенка.

Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи.

С первыми признаками родители могут столкнуться сразу: детки плохо спят, много плачут, в течение дня очень раздражительны, могут реагировать на любой шум и смену обстановки.

Еще по теме  Главные достопримечательности Крита ( ФОТО )

Гиперактивный ребенок в год уже начинает проявлять себя, например, в речевой задержке, неловких движениях из-за нарушенной моторики. Тем не менее он постоянно активен, пытается идти, двигаться, он суетлив и подвижен. Его настроение также постоянно меняется: в один момент ребенок веселый и радостный, а в следующую минуту он может резко закапризничать.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, которым необходимо следовать, читайте ниже.

Важно внимательно подойти к технике безопасности, убрать все небезопасные и острые предметы, выходя из комнаты, отключать бытовые приборы, так как и обычные дети часто что-то ломают, или же падают и ударяются, а с гиперактивными это случается вдвое или же втрое чаще.

Если что-то важное должен усвоить гиперактивный ребенок, советы психолога родителям будут полезны. Необходимо убедиться, что он слушает. Недостаточно просто окликнуть его – нужно установить контакт, убрать из поля зрения игрушки, выключить телевизор или компьютер. И только убедившись, что чадо вас действительно слушает, можно с ним начинать беседу.

Гиперактивный ребенок 👶: что делать родителям

Необходимо установить в семье правила, которым ребенок бы неуклонно следовал. И очень важно, чтобы они всегда выполнялись каждый день без исключения, независимо от обстоятельств. О них важно постоянно напоминать ребенку, повторять, что какие-то задания нужно выполнять всегда, а что-то делать категорически запрещено.

Очень важным нюансом является режим. Малыша нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. К примеру, всегда вставать в одно время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку. Возможно, это и слишком строго, но наиболее действенно. Именно это правило поможет в дальнейшем ребенку адаптироваться к школе и усваивать новый материал.

Эти детки очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Необходимо хвалить их даже за малейшие достижения. Пусть чувствуют, что его родители гордятся им. Следует поддерживать чадо в нелегкие для него моменты, чаще говорит о любви к нему, обнимать.

Можно организовать систему поощрений, например, если всю неделю он вел себя хорошо, то на выходных он получает небольшой презент или же вылазку на природу, поход кино, музей. Пусть родители придумают совместные игры, которые увлекут малыша. Безусловно, времени, терпения и изобретательности понадобится немало, но результат не заставит себя ждать.

Важно в целом следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша, и особенно нельзя, чтобы он в них участвовал.

Если же ребенок плохо себя вел, то можно и наказать, но несильно, а от рукоприкладства вовсе лучше отказаться.

У гиперактивного ребенка никогда не иссякает энергия, поэтому постоянно необходимо создавать ему условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, ходить в спортивную секцию, играть. Но здесь также есть важный нюанс: ребенок должен быть уставшим, но не слишком переутомленным.

Гиперактивный ребенок 👶: что делать родителям

Запрещая что-то ребенку, крайне важно предоставить ему альтернативу, при этом спокойным тоном объяснив, почему его действия неправильны.

Нельзя вести свое чадо в места, где преобладает большие скопления людей: его психика и без того излишне чуткая и слабая, а толпа может привести к перевозбуждению нервной системы, поэтому следует избегать массовых мероприятий, супермаркетов в часы ажиотажа. А вот прогулки на свежем воздухе, вылазки на природу благотворно действуют на малыша. Играть такому ребенку лучше только с одним другом.

Неплохо будет, если родители заведут дневник наблюдений, в котором смогут отмечать все изменения и реакции на окружающий мир, происходящие с гиперактивным ребенком. После этот дневник можно показать педагогу (ему будет значительно легче составить общую картину).

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, перечисленные выше, помогут решить множество проблем.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Нередко когда родители говорят о своем ребенке, что он гиперактивный, они вкладывают в это слово положительный смысл. Но большинство людей попросту путает два различных понятия – активный и гиперактивный. Действительно хорошо, когда ребенок любознательный, проявляет интерес к окружающему миру, тянется к новым знаниям.

Активные дети могут быть подвижными дома, на спортивной площадке с друзьями, в садике, но придя в любое для них новое место, например, в гости или на прием к врачу, они сразу же успокаиваются и начинают вести себя как настоящие тихони. С гиперактивными же детьми все по-другому независимо от обстоятельств, места и людей, которые их окружают: они всегда ведут себя одинаково и просто не могут усидеть на месте.

Активного ребенка можно увлечь обычной игрой, например, шашками или собиранием пазла, у гиперактивного же не хватает усидчивости.

В любом случае все очень индивидуально, поэтому лишь исходя из наблюдений можно давать рекомендации родителям. Гиперактивных детей сложнее испугать, у них занижен болевой порог, они ничего не боятся, совершенно не думая о своей безопасности.

Из всего вышесказанного следует, что если малыш любит подвижные игры, ему нравится узнавать что-то новое, и это любопытство не мешает ему в учебе и в социальных взаимоотношениях, то не следует называть его гиперактивным. Ребенок просто нормально развивается для своего возраста. Если же малыш не может усидеть на месте, дослушать сказку до конца или же закончить задание, постоянно требует к себе внимания или же закатывает истерики, то это гиперактивный ребенок. Что делать родителям? Советы психолога смогут помочь в этом нелегком вопросе.

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка – она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок – это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности.

  • Детям трудно удерживать в голове много информации. Лучше всего разбивать для них задания на части. Сначала дайте одно задание, потом – другое. Например, сначала скажите, что нужно убрать игрушки и только после того, как малыш это сделал, давайте следующую инструкцию.
  • У большинства гиперактивных детей огромные проблемы с ощущением времени. Они не умеют планировать свою деятельность. То есть им нельзя сказать, что если ты сделаешь задание, то через месяц получишь игрушку. Им важно услышать, ты убираешь игрушки и получаешь конфету.
Еще по теме  ИГРА КВЕСТ для детей (100 идей на ваш сценарий).
  • Применение таймера. Он помогает детям, у которых есть проблемы с ощущением времени, отслеживать его. Можно использовать обычные песочные часы или музыкальные минутки.
  • Обязательно нужно наблюдаться и консультироваться у специалиста, невролога и по необходимости принимать медикаментозные препараты.
  • Исключите избыточное употребление сахара. Это может давать дополнительную энергию, и привести к перевозбуждению нервной системы.
  • Исключите из рациона продукты, вызывающие пищевую аллергию. Это могут быть различные красители, консерванты, ароматизаторы.
  • Обеспечьте ребенку регулярный прием виитаминов.
  • В общениях с ребенком всегда поддерживайте позитивную установку.
  • Говорите всегда спокойным тоном. Избегайте слова «нет», «нельзя».
  • Избегайте большого скопления народа и шумных компаний.
  • Предугадывайте его переутомление, переключайте внимание.
  • Отведите ребенка в спортивную секцию, это дает полезную разрядку его организму.

Игры на внимание

С целью развития внимания гиперактивного ребенка можно использовать игры (в зависимости от возраста):

  1. Малыша просите повторять ваши движения.
  2. Детям постарше можно давать задание с нахождением конкретной буквы (цифры) в тексте. Рекомендуется добавить элемент конкурса, игры. Например, при проигрыше прокукарекать.
  3. Школьникам рекомендуется давать задание на расположение цифр, например, согласно возрастанию. Или дать заполненное поле и попросить соединить цифры, согласно определенному критерию.
  4. Составление слов из слов, то есть поиск в одном другого, например, «самокат» – «скат». Подойдет взрослым деткам.

Не забывайте учитывать возраст ребенка. Задание должно быть интересно и понятно.

Поиск отличий на картинках или в помещении, игры на скорость реакций, «снежный ком», «Сломанный телефон», «Хлопок – слово» (ребенок хлопает, когда слышит оговоренную заранее категорию среди произносимых взрослым слов, например, «растения») тоже помогут в корректировке гиперактивности. Таким образом, мы снова пришли к единому выводу – занимайтесь со своим ребенком.

Признаки проявления этого диагноза зависит от сочетания трех основных проявлений:

  1. Дефицит внимания (невнимательность). Малыш непоследователен в своих поступках. Он отвлекается, не слышит обращенную к нему речь, не соблюдает правила и не организован. Часто забывает свои вещи и избегает скучных требующих умственных усилий действий.
  2. Двигательная расторможенность (гиперактивность). Такие дети не могут подолгу сидеть на одном месте. У взрослого создается впечатление, что у ребенка внутри пружинка или заведенный мотор. Постоянно ерзают, бегают, плохо спят и много говорят.
  3. Импульсивность. Ребенок нетерпеливый, может вскрикивать с места, вмешиваться в разговор других, не способен дожидаться своей очереди, иногда агрессивен. Слабо контролирует свое поведение.

Разбираемся в причинах

Для каждого родителя важно знать и понимать, откуда у ребенка появились такие симптомы и почему. Попробуем все это разъяснить. Мозг ребенка при рождении по некоторым причинам получил слабые повреждения. Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, и поэтому после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.

Параллельно этому идет возрастное развития ребенка, ведь он учится сидеть, ходить, говорить. Поэтому уже с самого начала нервная система гиперактивного ребенка работа­ет с двойной нагрузкой. И при возникновении любой стрессовой ситуации, дли­тельного напряжения (например, адаптация в садике или в школе) у ребенка возникает ухудшение невро­логического состояния, появляются симптомы гиперактиавности.

Положительные моменты

Но такие дети имеют не только недостатки в поведении, но и много положительных качеств. Это безудержные фантазеры и выдумщики, у них всегда готов неординарный ответ на любой вопрос, который вы зададите.

Став взрослыми, они превращаются в различных шоуменов, актеров, пополняют ряды креативно мыслящих людей. Любят мечтать, и замечают в окружающем мире, то, что не увидели вы.

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным – к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

Игры на внимание

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

У дошкольников

Наиболее полная схема психологической коррекции при помощи игр и упражнений описана в книгах:

И. П. Брязгунова и Е. В. Касатиковой «Непоседливый ребенок»:

Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной «Гиперактивные дети»:

Занятия, которые проводятся с такими детьми, могут включать в себя следующие методы и приемы:

  • игры для развития внимания и координаций движений;
  • обучение самомассажу;
  • игры для развития тактильного взаимодействия;
  • подвижные игры сдерживающих моментов;
  • пальчиковые игры;
  • работа с глиной, песком и водой.

Вот несколько игр из этих книг для детей дошкольного и школьного возраста, которые может проводить в домашних условиях любая мама:

  • Упражнение «Йоговская гимнастика для малышей»;
  • «Заводим будильник» – сжимаем ладонь в кулачок, выполняем круговые движения у солнечного сплетения;
  • «Будильник зазвонил, «ЗЗЗ» – гладим ладошкой по голове;
  • «Лепим личико» – проводим руками по краю лица;
  • «Лепим волосики» – нажимаем подушечками пальцев на корни волос;
  • «Лепим глазки» – трогаем кончиками пальцев веки, проводим указательным пальцем вокруг глаз. Моргаем глазами;
  • «Лепим носик» – проводим указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз;
  • «Лепим ушки» – пощипыванием мочки ушей, поглаживаем уши;
  • «Лепим подбородок» – поглаживаем подбородок;
  • «Рисуем носиком солнышко» – крутим головой, рисуем носиком лучики;
  • «Гладим свои ручки» – поглаживаем сначала одну руку, затем другую;
  • Произносим хором: «Я хороший, добрый, красивый, гладим себя по голове»;
  • Упражнение «Раз, два, три — говори!»: Мама рисует дорожку, травку и домик на листочке или доске. Затем предлагает только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три — говори!», произнести то, что нарисовано на картинке. После этого мама с закрытыми глазами и просит ребенка дорисовать цветочек или птичку, затем она угадывает, что дорисовал ее малыш. Это игра учит быть ребенка терпеливым и внимательным.
Еще по теме  Куда сходить с детьми в Севастополе: советы туристам

На представленном ниже видео продемонстрировано коррекционное занятие с гипепрактивными детьми:

Предлагайте вашему малышу просмотреть следующие мультфильмы:

  • «Непослушный котенок»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Непоседа»
  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Петя Пяточкин»

Читайте малышу сказки из следующих сборников:

«Коррекция двигательной расторможенности»:

  • «Непослушный козленок»;
  • «Маленький Чирик»;
  • «История про то, как Леня перестал лениться»;
  • «Непоседливый Егорка»;
  • «Вредные пальчики».

«Самоорганизация поведения»:

  • «Дети и родители победили Бардак в квартире»;
  • «День без правил»;
  • «Лужа Приятного аппетита!»;
  • «Сказка про мальчика, который не любил мыть руки»;
  • «Сказка о том, как одежда обиделась».

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

Гиперактивный ребенок 👶: что делать родителям

На протяжении долгого времени данный диагноз считался лишь особенностью поведения ребенка, но совсем недавно было доказано, что это является психическим отклонением, которое нельзя исправить простыми педагогическими методиками. И если в семье есть гиперактивный ребенок, что делать родителям? Советы психолога помогут в этом разобраться.

Что интересно, в 1970 году были проведены исследования, которые показали: в основе данного заболевания лежат физиологические и генетические причины, и сам синдром относится не только к педагогике и психологии, но и связан с медициной.

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.

Симптомы СДВГ

  • Недостаток необходимых гормонов в организме ребенка.
  • Перенесенные заболевания и травмы.
  • Болезни матери во время беременности.
  • Любые болезни, которые перенес ребенок еще младенцем. Они могли повлиять на работу мозга.

И вне зависимости от того, что медицина достигла больших успехов в данном вопросе, и существуют фармакологические методы лечения и психолого-педагогические, все же детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, которую можно скорректировать в подростковом возрасте. Исходя из этого, постараемся сделать выводы и дать рекомендации: гиперактивные дети, что делать родителям?

Советы психолога смогут помочь адаптироваться малышу к социуму и в дальнейшем стать всесторонне развитой личностью.

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

На самом деле многие взрослые люди страдают от данного заболевания, но чаще всего их попросту считают чересчур импульсивными, активными и взбалмошными. Данный синдром возникает в детстве, он еще не до конца исследован, поэтому не доказано, что оно остается и в более зрелом возрасте.

Когда дело доходит до подготовительных занятий, ребенку также сложно сосредоточиться на одном задании: он не может усидеть на месте, довести до конца хотя бы одно дело или же сделать упражнение внимательно и сосредоточенно. Малыш делает все спустя рукава, чтобы закончить работу и приступить к чему-то новому.

Разумные советы родителям гиперактивного ребенка может дать только специалист, также как и распознать гиперактивность. Но прежде чем обратиться к профессионалу, мать и отец должны понаблюдать за своим чадом, определить, насколько чрезмерная активность и импульсивность мешает ему в обучении и построении взаимоотношений со своими сверстниками. Какие ситуации настораживают?

Обучение в школе

Если до начала занятий в школе родителей не особо волнует подобная черта характера, то с началом обучения видя множество проблем, с которыми сталкивается их чадо, они начинают сильно беспокоиться. Этим детям сложно понять, как можно себя вести, а как нет. Ребенок не знает, где находится допустимая грань, им сложно наладить взаимоотношения с другими детьми и учителем, да и просто спокойно усвоить урок.

Важно помнить, что гиперактивность и дефицит внимания зачастую идут в комплексе с другими серьезными проблемами.

Изначально учитель должен знать о наличии гиперактивного ребенка у себя в классе, чтобы в дальнейшем правильно строить работу с ним, поэтому родители должны заранее предупредить педагога, а также поделиться всей имеющейся информацией.

В первую очередь ребенок должен сидеть как можно ближе к учителю – так последнему будет значительно проще проконтролировать дисциплину. Также важно, чтобы малыш имел возможность в любой момент задать все необходимые вопросы.

Все задания учитель должен записывать на доске и на определенный период времени давать лишь одно задание. Если же задание слишком велико, то его необходимо разбить на несколько частей, ограничить выполнение временем и постоянно контролировать их исполнение.

Гиперактивному ребенку трудно долго усидеть на одном месте и еще при этом запоминать изложенный материал. Поэтому необходимо обучать его последовательно, вовлечь его в урок, даже если малыш крутится, выкрикивает, ерзает на стуле. В следующий раз малыш пусть сосредоточится лишь на том, чтобы вести себя спокойно.

Ему просто необходимо двигаться, поэтому лучше уж сильно не следить за его поведением на уроках, дать ему побегать на школьной площадке или спортивном зале.

Также детки часто попадают в замкнутый круг: похвалы для них просто необходимы, но хорошо учиться стоит им невероятных усилий. Из-за того, что они невнимательны и не могут нормально сосредоточиться, они совершают множество ошибок и их работы неаккуратны. Поэтому изначально следует относиться к ним менее строго.

Во время занятия может несколько раз смениться деятельность, и если обычным детям это идет на пользу, то гиперактивному переключаться значительно сложнее. Поэтому их нужно предупреждать заранее, дать возможность подготовиться.

С такими детьми педагогу работать очень сложно, но все же если найти правильный подход, результат будет отличным. Гиперактивные дети хорошо развиты интеллектуально, о чем свидетельствует множество тестов, но им сложно справляться со своим темпераментом.

Оцените статью
Портал о Туризме
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.