Махабодхи – зарождение буддизма в индийском штате

Туры

Храмовая территория

Храм огражден стеной из камня, которую, по преданию, построили еще по приказу Ашоки. Стена скрывает за собой просторную территорию, поросшую свежей зеленью. А в центре – высокая ступа, которая своей вершиной стремится ввысь, к небесам, разрезая воздух.

Главная башня похожа на пирамиду: квадратная у основания, с каждым ярусом она уменьшается в площади и венчается балюстрадой. Ее размеры поражают – у основания каждая сторона равна пятнадцати метрам, а фасад возвышается на 52 метра.

По архитектурному стилю ступа напоминает классический индийский храм в виде мандалы со стремящимся вверх шпилем. Это одна из самых древних построек Индии, выполненных из камня. Особенность строительства заключается еще и в том, что цементный состав практически не использовался.

С четырех сторон к главной ступе пристроены башенки меньшим размером. Внутрь ведут четыре входа, главный из которых по обыкновению располагается на восточной стороне. Весь величественный фасад окружает ров, вымощенный камнем – это олицетворение нерушимости сооружения и учения Будды в целом.

Мастерство древних строителей не оставляет никого равнодушным. Фасад украшен искусной резьбой по камню, барельефами, небольшими скульптурами, изображающими мотивы из жизни различных будд и бодхисаттв.

Но главная драгоценность скрывается внутри – это статуя Будды в медитативной позе, покрытая позолотой. Посмотреть богатое убранство храма приезжает почти полмиллиона паломников и гостей каждый год.

Между главной ступой и деревом Бодхи можно увидеть фрагмент трона самого Ашоки, усыпанного бриллиантами, а также каменную плиту с отпечатанным следом Учителя. А всего в комплексе насчитывается около 150 культурных сооружений.

Буддийские паломники, как полагается, совершают кору – неспешный ритуальный обход святыни по часовой стрелке. Для рядовых туристов здесь установлены сувенирные лавки, где можно приобрести памятные вещицы, а недалеко, в ресторанчике поблизости, можно отведать шедевры индийской кухни. Каждый посетивший храм отмечает чудесную, слегка таинственную атмосферу, которая витает вокруг.

По легенде, каждую неделю своего пребывания в этих краях Шакьямуни проводил в разных местах. С ними связаны семь главных достопримечательностей комплекса, относящиеся к каждой из этих недель:

  1. Дерево Бодхи.
  2. Склон на востоке, именуемый местом «немигающего взора».
  3. Храм драгоценной прогулки – постамент из кирпича с 19 одинаковыми скульптурками лотосных бутонов.
  4. Храм драгоценностей – местечко, где Будда составил Абхидхарму.
  5. Храм под баньяном – именно там Будде явился Брахма и просил, чтобы он стал проповедовать свое учение.
  6. Озеро Мучалинды, находящееся в полутора километрах от комплекса.
  7. Дерево Раджаятана – тут Шакьямуни встретил первых учеников.

Ашока вкладывал очень много средств и ресурсов в строительство буддийских храмов и святынь на территории своей империи. Фактически он был связан с десятками тысяч буддийских мест поклонения в Индии. Однако ни одно из них не может конкурировать с его первым проектом, храмом Махабодхи в Бодхгая. Это одно из самых священных мест во всем буддизме и одно из величайших достижений Ашоки.

Окрестности Бодхгая привлекают йогов и мудрецов со времен Будды. Великие духовные деятели, такие как Падмасамбхава, Нагарджуна и Атиша, медитировали под деревом Бодхи.

О главном

Махабодхи в переводе означает «великое Пробуждение». Такое название неслучайно, ведь именно здесь принц из рода Шакья по имени Сиддхартха достиг его, после чего стал Буддой. Случилось это событие в Бодхгайе – индийском городе современного штата Бихар.

Город находится на северо-востоке Индии, в районе Садар округа Гая, а от столицы штата, города Патна, его разделяет без малого сто километров. Бодхгайя расположился у левого берега реки, которая в современности именуется Фаогу.

Махабодхи – зарождение буддизма в индийском штате

Это место немыслимо без дерева Бодхи – потомка того самого, где сидел Будда на протяжении семи недель, закрепляя в сознании открывшуюся истину. Шри Махабодхи – именно так оно называется – привезли специально с ланкийского острова, где оно произрастает.

Еще по теме  Рим Достопримечательности самостоятельно маршруты по интересным местам города для самостоятельных туристов

Буддийская традиция махаяна гласит, что под деревом достигает Пробуждения вся тысяча будд из прошлого и будущего. Хотя бы ненадолго попасть в Махабодхи – заветная мечта любого приверженца буддизма. И у особенно верующих эта мечта сбывается, подтверждение тому – сотни буддистов, в том числе монахов в традиционном одеянии, которые собираются ежедневно на территории храма.

Последователи Будды словно обретают здесь покой – на их лицах читается умиротворение и едва заметная полуулыбка, они медитируют, шевелят губами, произнося вполголоса мантры, простираются перед входом, делают подношения.

Само дерево производит неизгладимое впечатление – крона раскинулась на несколько метров, ствол укутан в материал золотистого цвета, усыпан цветами, а к его ветвям повязаны яркие флажки. Сложно найти на земле хоть один опавший листочек – их все забирают посетители, ведь это лучший подарок и напоминание о святыне.

Особенно волшебной становится энергетика этого места, когда сгущаются сумерки, зажигаются сотни маленьких огоньков, а вокруг – благоговейная тишина.

Буддизм

Махабодхи – зарождение буддизма в индийском штате

История буддизма — это история духовного путешествия одного человека к Просветлению, а также учения и способы жизни, которые развивались на этой основе.

Существует несколько мнений относительно сроков жизни Сиддхартхи Гаутамы. Историки датируют его рождение и смерть примерно 566-486 гг. до н. э., но более поздние исследования показывают, что он жил несколько позже, примерно с 490 г. по 410 г. до нашей эры.

Он родился в королевской семье в селении Лумбини в современном Непале, и его привилегированное положение изолировало его от жизненных страданий, таких как болезнь, раннее старение и смерть.

Однажды, уже женившись и имея ребенка, Сиддхартха вышел за пределы королевского дворца, где жил. Когда он вышел на улицу, он впервые увидел старика, больного человека и труп. Это очень беспокоило его, и он узнал, что болезнь, возраст и смерть – это неизбежная судьба людей, судьба, которую никто не мог избежать.

Сиддхартха также видел монаха, и он решил, что это знак того, что он должен оставить свою королевскую жизнь и жить в нищете, стремясь к святости. Путешествия Сиддхартхи показали ему гораздо больше страданий. Он искал способ избежать неизбежности смерти, старости и болезней, сначала общаясь с монахами. Но это не помогло ему в поисках ответа.

Сиддхартха столкнулся с индийским аскетом, который побуждал его следовать жизни чрезмерного самоотречения и дисциплины. Будда также практиковал медитацию, но пришел к выводу, что сами по себе даже самые высокие медитативные состояния были недостаточными.

Сиддхартха следовал по пути крайнего аскетизма в течение шести лет, но это тоже не удовлетворило его; он все еще не ушел из мира страданий. Он отказался от строгой жизни самоотречения и аскетизма, но не вернулся к роскоши своей прежней жизни. Вместо этого он решил следовать срединному пути, где нет ни роскоши, ни нищеты.

Пробуждение Будды

35-летний Сиддхартха Гаутама уже на протяжении шести лет практиковал аскезу, но ничего, кроме помутненного сознания, такой образ жизни ему не принес. Без сил, голодный, одолеваемый жаждой, он брел вдоль реки, из которой захотел попить. Но вдруг покачнулся, упал в воду, и бурное течение реки унесло его вниз.

Позже мужчину прибило к берегу. Его нашла крестьянская женщина, усадила у ствола тенистого баньяна и вскоре принесла ему риса и кувшинчик с водой. Когда аскет утолил голод и жажду, он бросил сосуд прямо в реку, но тот не утонул.

Сиддхартха понял, что это добрый знак, и решил остаться здесь же, под деревом. Он принял решение не двигаться с места, пока не поймет истинного устройства жизни. Так продолжалось 3 дня и 3 ночи, и бывший принц неожиданно нашел ответы на интересующие вопросы.

Еще по теме  Фото Римини интересные места и достопримечательности

Будда решил остаться в неподвижном положении еще на семь недель, чтобы закрепить опыт. За это время ему неоднократно являлся демон-искуситель Мара. Он то насылал на Пробужденного стихийные бедствия в виде ураганов и гроз, то присылал других злых демонов, то поручал своим дочерям соблазнить Будду.

Но Сиддхартха не поддавался никаким искушениям. Впоследствии он двинулся снова в путь и стал проповедовать свое учение.

Она выглядит завораживающе. Сам Будда сидит, опустив руку вниз (касаясь земли). Считается, что статуе уже 1700 лет. Расположена она таким образом, что Будда смотрит на восток. Храм Махабодхи вместе с Деревом Бодхи завершает святое паломничество в Бодхгайю.

Согласно легендам, странник обещал создать лучшую статую в мире, если буду соблюдены три его условия. Он попросил оставить в храме ароматизированную глину и лампу. Еще он просил не беспокоить его в течение шести месяцев. Тем не менее люди проявили нетерпение и взломали дверь всего за четыре дня до окончания оговоренного срока. Они нашли прекрасную статую, однако с одной стороны груди работа была не закончена. Странника нигде не было.

Просветление

Однажды, сидя под деревом Бодхи (дерево пробуждения), Сиддхартха глубоко погрузился в медитацию и размышлял о своем опыте жизни, который решил проникнуть в свою истину.

Буддийская легенда гласит, что сначала Будда был счастлив жить в этом состоянии, но Брахма, царь богов, просил от имени всего мира, что он должен делиться своим пониманием с другими.

Историческая справка

Основателем храма на месте, где познал истину Гаутама, считается Ашока – известный правитель Индии середины 3 столетия до нашей эры. Другие источники называют иную дату – 1 столетие уже нашей эпохи, когда расцветало царство Кушан.

Царь Ашока

Однако и в этом нет однозначного мнения. Третьи утверждают, что Махабодхи был построен в 5-6 столетиях в эпоху правления семейства Гуптов, аргументируя тем, что фасад выстроен не в каноничных традициях буддизма, а конкретно в индийской архитектуре Гуптов.

Другим подтверждением последнего мнения считают записи путешественников из Китая Фа Сяня и Сюань Цзяня. Фа Сянь отправился в Бодхгайю в начале V века и в своих дневниках рассказывал о жизни Учителя, при этом никак не касаясь каких-либо построек, находящихся вокруг. Цзянь путешествовал в первой половине VII века и подробно описал храм, его внешний вид, архитектурный стиль, сооружения, находившиеся на территории.

Так или иначе, все исследователи сходятся в одном – в том виде, который знаком нашим современникам, святыня была встроена именно тогда, на рубеже V-VI веков. Позже, когда буддизм на исторической родине был вытеснен индуизмом и когда позднее в XIII веке к власти пришли мусульмане, Махабодхи был постепенно забыт, зарос лесом и покрылся целым слоем земли – от былого величия остались лишь развалины.

Новое рождение святилище пережило благодаря британской колонизации. В 60-х годах XIX века Александр Каннингем обнаружил руины храма, а спустя двадцать лет организовал огромную работу в виде археологических раскопок, которыми сам стал руководить. Археологи в мельчайших подробностях восстановили святилище практически в первозданном виде, а сам руководитель восстановил дерево, пострадавшее незадолго до начала работ от урагана.

С 2002 года Махабодхи находится под охраной ЮНЕСКО.

История создания

Есть четыре основных храма, связанных с различными этапами жизни Будды. Храм Махабодхи в Индии является одним из самых значительных. Согласно традиции, именно в этом месте Будда сидел под деревом и размышлял, в конечном счете достигнув просветления и став Буддой. Это означает, что данное место является, по сути, местом рождения буддийских идеологий и убеждений.

Согласно легенде, Будда достиг просветления еще в VI веке до нашей эры, а это означает, что эта земля была практически голой в течение нескольких столетий до того как появился Ашока. Император посетил место и город паломничества Бодхгая и решил построить храм и монастырь в честь Будды где-то между 260 и 250 годами до нашей эры.

Еще по теме  Анализ конкурентов предприятия методы

Реконструкции

Однако то, что можно увидеть сегодня в описании храма Махабодхи, на самом деле относится к другой эпохе. Позднее индийские правители империи Гупты восстановили участок в 5-м и 6-м веке н.э. Именно тогда были построены возвышающиеся храмы, которые являются характерной чертой Махабодхи. Они спроектированы в стиле индийской архитектуры периода Гупты (а не в стиле буддийской архитектуры) и отличаются превосходной кирпичной кладкой.

После 12 века н. э. храм пришел в негодность. Мусульмани, пришедшие в Индию, несли угрозу для буддизма, и он был оставлен. Однако на этом история храма Махабодхи не закончилась. Позднее его восстановили в 19 веке, после чего он снова предстал в своем прежнем величии. Сегодня он продолжает функционировать как одно из самых священных мест буддистов, а также памятник архитектурного и культурного наследия Индии. В 2002 году он был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура

На фото храм Махабодхи всегда выглядит величественным сооружением: со святынями для ритуальной практики и медитации, увенчанный ступой, содержащей реликвии Будды. Внутри находится статуя Будды и Шива-Линга. Индусы верят, что Будда был одним из воплощений Вишну; поэтому храм Махабодхи является местом паломничества как для индусов, так и для буддистов.

Он может похвастаться шпилем высотой 52 м, в котором находится колоссальная позолоченная статуя Будды.

Махабодхи – зарождение буддизма в индийском штате

Храм украшен фризами, изображающими сцены из жизни Будды. Вдоль северной стены храма идет Чанкрамана Чаитя (Драгоценный Путь) — дорога, где Будда медитировал во время ходьбы. К храму примыкает пруд с лотосами, который, как говорят, был местом, где Будда совершал омовения.

Построенный полностью из кирпича, буддийский храм в Индии Махабодхи является одной из самых ранних святынь, которой удалось пережить время. Кирпичная кладка строения стала образцом для подражания для многих последующих зданий и сооружений.

Внешний вид

Судя по стилю, можно сказать, что здание сначала было построено как памятник, а не как святилище Будды. По углам поднимаются четыре башни, как будто сопровождая главную. Со всех сторон храм окружают каменные перила двух типов, отличающиеся по стилю и материалу. Более старые перила сделаны из песчаника, их происхождение относят примерно к 150 году до нашей эры.

Факты и легенды

После строительства храма император Ашока отправил своих наследников в Шри-Ланку и в различные районы Индии для распространения буддизма. Он также отправил саженец от самого дерева в Шри-Ланку. Когда захватчики-мусульмане разрушили храм и уничтожили то самое дерево, саженец из Шри-Ланки был возвращен в Махабодхи, где из него выросло новое дерево. Дерево постепенно наклоняется и его поддерживают стены храма. Это может нанести серьезный ущерб храму, и в дальнейшем планируется посадить новое.

Храм является одним из немногих древних сооружений, построенных исключительно из кирпича.

Здесь можно найти много элементов, которые укажут на связь между индуизмом и буддизмом. Здесь есть много картин и скульптур, изображающих индуистских богов.

Неподалеку от дерева есть пруд с лотосами. В проходе вокруг пруда вырезано много каменных лотосов. Говорят, что Будда провел здесь семь недель в медитации. Он совершал ходячую медитацию, проходя 18 ступеней. На каменных лотосах есть отпечатки ног Будды.

Основной целью этого строения была защита дерева Бодхи и создание памятника. Во время восстановления было построено несколько храмов, а сам памятник стал храмовой структурой.

В храме часто делают подношения в виде гирлянд из цветов оранжевого лотоса.

В самом храме, в том месте, где Будда сидел в размышлениях, есть его статуя, которая покрыта золотом. Она всегда одета в ярко-оранжевый халат.

Оцените статью
Портал о Туризме
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.